Гарантии при приеме на работу и увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей
Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. При отказе в приеме на работу беременной женщине или женщине, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, а одинокой матери ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка инвалида до шестнадцати лет), администрация обязана сообщать ей причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу указанных женщин может быть обжалован в народный суд. Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей при наличии у них ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка инвалида до шестнадцати лет), по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство указанных женщин осуществляется администрацией также в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (контракта) (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543 1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).
Ст. 170 КЗоТ предусматривает важные гарантии права женщин на труд при беременности и наличии малолетних детей, запрещая необоснованные по мотивам материнства отказы в приеме на работу и увольнение этих женщин по инициативе администрации на производствах всех форм собственности.
Запрещая отказ в приеме на работу по мотивам материнства, ст. 170 КЗоТ углубляет гарантию ст. 16 КЗоТ, признающую, что отказ в приеме на работу по разным обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами, не допускается, и если такое произошло, то это будет необоснованный запрещенный отказ (см. ст. 16 КЗоТ и комментарии к ней). Поэтому часть первая ст. 170 КЗоТ обязывает администрацию в письменной форме сообщить беременной женщине и женщине, имеющей ребенка до трех лет, а одинокой матери ребенка до четырнадцати лет (ребенка инвалида до 16 лет), причины отказа в приеме на работу.
Отказ в приеме на работу указанной женщине рассматривается судом не в исковом порядке, а в порядке, предусмотренном главой 24 1 ГПК РФ, как жалоба на неправомерные действия должностного лица, ущемляющего права граждан. Такая жалоба подается в суд после обжалования действий должностного лица, отказавшего в приеме на работу, вышестоящему над ним органу или должностному лицу. Требования закона о предварительном внесудебном порядке рассмотрения трудовых споров в КГС на эти жалобы не распространяются (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6 от 25 декабря 1990 г.).
Ст. 139 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в приеме на работу или увольнение с работы женщины по мотивам беременности или по мотивам кормления ребенка грудью. Поэтому практика почти не встречает случаев, чтобы администрация при отказе в приеме на работу женщин, указанных в ст. 170 КЗоТ, сообщала им в письменной форме причины отказа со ссылкой на беременность и материнство их. Обычно это вуалируется иначе. И женщине при этом бывает трудно доказать, что действительные причины отказа это ее материнство. Здесь и профсоюзам и правоохранительным органам надо помогать женщине в оспаривании необоснованного отказа в приеме ее на работу.
Увольнение по инициативе администрации женщин, указанных в ст. 170 КЗоТ, запрещено по всем как общим ст. 33 КЗоТ РФ, так и дополнительным ст. 254 КЗоТ РФ основаниям. Исключение закон делает только при полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, требуя при таком увольнении обязательного трудоустройства. Это трудоустройство должен осуществлять правопреемник. Правопреемником считается юридическое или физическое лицо, которому передаются имущество, финансовые и другие средства ликвидируемого предприятия, учреждения, организации. А при его отсутствии обязательную помощь в трудоустройстве оказывает служба занятости населения. За уволенными беременными женщинами и женщинами, имеющими детей до трех лет, в связи с ликвидацией предприятия, организации сохраняется при последующем их нетрудоустройстве непрерывный трудовой стаж до достижения ребенком возраста трех лет.
Обязанность по трудоустройству таких женщин возлагается на администрацию в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора (контракта), т.е. прежде чем по окончании трудового договора уволить беременную или мать, имеющую ребенка до трех лет (одинокую ребенка до 14 лет, ребенка инвалида до 16 лет), администрация должна ей предложить другую имеющуюся на данном производстве работу.
Нарушение администрацией части второй ст. 170 КЗоТ, если она при увольнении женщины знала, что она беременна или имеет ребенка до трех лет (или до 14 лет одинокая), является увольнением с явным нарушением закона, когда к виновному должностному лицу применяется ст. 214 КЗоТ о его материальной ответственности. См. ст. 214 КЗоТ и комментарии к ней и п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 16 от 22 декабря 1992 г.
Женщина, уволенная с нарушением части второй ст. 170 КЗоТ, во всех случаях подлежит восстановлению на работе. См. ст. 213 КЗоТ и комментарии к ней. Гарантии при прохождении обязательного диспансерного обследования беременными женщинами.
При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.