Они уже достаточно взрослые,чтобы вести себя независимо от родителей,импульсивны и взрывоопасны в своем вечно меняющимся настроении.Современные родители великолепно понимают,что для формирования личности ребенка нужна разумная свобода,дисциплина,режим и что-то там еще.Иногда,чтобы избежать многих проблем,молодой маме достаточно освоить несколько несложных навыков,которые надежно защитят ее от больших капризов маленького человека.

1.Внимание к мелочам.Днем вы укладываете своего малыша спать,и вдруг он начинает паниковать:где его любимая плюшевая игрушка?Без нее ему никак не заснуть!Он не желает ложиться в новую кроватку,купленную специально для него,и в садик хочет идти только со своим любимым рюкзаком.Малыши по своей натуре консервативны.Они во что бы то ни стало желают сохранить все "как есть",чтобы не потерять ощущения контроля над ситуацией.
Когда речь идет о маленьких детях,то любимая подушка,бутылочка,игрушка,с которыми не расстается ваш ребенок,приносят намного больше пользы,чем вреда.Они утешают,успокаивают,дают ощущение преемственности,защищенности и помогают детям справляться с присущими в этом возрасте страхами и тревогами, а также позволяют успешно приспосабливаться к новым ситуациям.Отправляясь на короткую прогулку или в длительное путешествие,не забывайте о любимых пустышках,шапочках,игрушках и даже о любимом печенье - и тогда вы всегда будете во всеоружии.То же касается и привычного распорядка дня,к которому привык ребенок.Для детей дошкольного возраста принципиально важен ритм.Именно поэтому в детских садах все строго подчинено однажды заведенному порядку,начиная с приема пищи,занятий и прогулок и заканчивая мытьем рук и посещением туалета.В отличие от взрослых,жизнь которых хаотична и во многом зависит от обстоятельств,детям нужна размеренность.Это дает им жизненную опору,снимает тревогу и нервозность.Непредсказуемость утомляет малыша,сбивает его с толку и запутывает.Малыш,который заранее знает свой режим и последовательность событий в течение дня,легче принимает необходимость оставить интересную игру и идти спать или обедать.

2.Школа перевода.Ребенок начинает говорить между полутора и тремя годами,но понять нам его не всегда удается,что периодически приводит к вспышкам раздражения нашего малыша.Дети злятся,когда вы не можете понять, о чем они говорят.Так что вам придется отточить свое мастерство перевода с языка пещерного человека на современный русский язык.
На этом этапе развития речи не только вы учите ребенка понимать язык,но и сами учитесь интерпретировать то,что он пытается сказать вам,и ребенок рассчитывает на понимание.Итак,малыш учится говорить,а вы понимать.Большинство детей в этом возрасте еще не умеют правильно выговаривать слова,но они стараются совершенствовать свое произношение и обладают абсолютно точной интонацией.Совмещая обращенные к вам звуки с жестами,взглядами,мимикой и интонацией малыша,вы легче поймете,что хочет сказать ваш говорун.Заботливые и внимательные родители могут без труда расшифровать словечки двухлетних малышей и ответить им,а дети знают,что их понимают.Чтобы вам было легче понимать друг друга,говорите короткими предложениями.Повторяйте слово,которое он произносит.Так вы дадите знать ребенку,что его понимают.Учите ребенка совмещать наиболее часто употребляемые в быту слова (,пить,соска,папа,купаться,спать) с конкретными жестами и движениями - это будет давать вам дополнительное преимущество в понимании своего ребенка.Это умение пригодится вам и тогда,когда ваш ребенок будет говорить с кем-то другим,- будьте готовы стать переводчиком.В ситуации,где речь идет не о предметах,а о предпочтениях ребенка или его желаниях,которые он не может выразить одним словом,попробуйте исползовать следующюю фразу:"Ну хорошо,пойдем,покажешь мне,что нам для этого нужно".Его последующие действия и предметы,которые он будет брать в руки,приведут вас к разгадке.Попробуйте предоставить ему выбор:например,чего он больше хочет - пойти с папой на прогулку или с мамой в ванную.Кроха не может дать вам словесный ответ,но он понимает,что у него имеется выбор.

3.Слушаю внимательно.Малыши часто надолго увлекаются какой-нибудь идеей.Если им что-то понравится,они готовы спать только с этим,говорить на одну тему и скупить всех лошадок в магазине.Почему?Мир так велик и полон опасностей,и,вместо того чтобы завладеть им целиком,дети хотят стать полноправными хозяевами лишь малой его части,будь то любимый фильм или игра.
Малыши очень хотят,чтобы вы разделили с ними их страть или,по крайней мере,отнеслись к этой страсти с уважением.Длиться это будет недолго,и лучше,если любопытство ребенка исчерпается само собой,а не под вашим давлением.Если малыш просит вас снова и снова рассказывать,как  работает  автомойка,вам придется терпеливо рассказывать в сотый раз.Кроха должен видеть ваш интерес если не к автомойке,то,по крайней мере,к нему самому - человеку,увлеченному и основательному во всех своих исследованиях.

4.Прирожденный дипломат.
Ваша дочка упрямо хочет надеть свои любимые шорты вместо юбочки и вдобавок плащ от костюма принцессы?Выглядеть будет странно,мягко говоря.Но имейте в виду:одежда - та область,где вы можете время от времени чаду уступить.Что касается внешнего вида малышей грудного возраста,то с этим не возникает никаких проблем.А вот года в полтора малыш начинает осознавать,что одежда - это не просто то,во что тебя одевают родители,а то,что ты уже должен надевать самостоятельно.Хороший способ обойтись без борьбы характеров - сразу предоставить ребенку выбор.Дайте малышу возможность выбора,но сократите его до двух вариантов,чтобы он не слишком терялся.Трехлетний малыш уже может выбрать место прогулки,одну из двух предложенных кофточек или одно из двух блюд,которое он хотел бы съесть.Если вы собираетесь пойти на прогулку,вместо фразы:"Одевайся,пойдем гулять" (при которой он может сказать "нет") попробуйте спросить:"Я собралась пойти прогуляться,а что будешь делать ты?" Одевая кроху в детский сад,задайте ему вопрос:"Ты хочешь надеть голубые штаны или красный комбинезон?",за завтраком спросите:"Будешь пить молоко,или кефир?" Самый лучший способ - избегать прямых указаний.Предоставляя ребенку право выбора,вы даете ему возможность самоутвердиться.Так он получает представление о том,что он есть,что унего есть свое мнение и это мнение учитывается.

5.Путеводитель по окрестностям.Ваша прогулка превратилась в постоянную погоню за малышом?Малыши любят убегать от родителей,причем в противоположную сторону,при этом любая прогулка превращается в пытку,а родители после нее обычно бывают измотаны и слегка раздражены.
Вашим малышом движет не желание вас позлить,а непреодолимая тяга к открытиям,и он не думает о том,что,убегая от вас,может оказаться в опасности.Для вас тротуар - всего-навсего дорожка,которая ведет из одного места в другое.Малыша же она ведет от одного открытия к другому.Для ребенка в этом возрасте номально постоянно отвлекаться и глазеть по сторонам.Каждому крохе нужен поводырь,но он должен предоставить карапузу достаточно свободы,чтобы тот мог самостоятельно думать и действовать.Не подавлять природу ребенка,а направить ее в нужную колею и при необходимости его переориентировать.
Заставить малыша двигаться быстрее или изменить направление движения в нужную для вас сторону можно с помощью игры.Устройте соревнование:кто быстрее добежит до следующего угла (конечно, малыш должен быть первым),кто проскачет туда прыжками,кто сможет пройти по плинтусу или прошагать через две тротуарные плиточки,как великан.Взятый в дорогу мячик или найденная по пути жестяная банка помогут вам направить малыша на нужный путь.Если у вас вечерняя прогулка,то помочь вам сможет обычный фонарик:предложите малышу ловить огонек на мостовой или посмотреть,куда он побежит.Если вы гуляете вместе с мужем,возьмите малыша по обе стороны за руки,приподнимая его одновременно так,чтобы он "полетел".

6.Вечные вопросы.Есть ситуации,в которых реакция ребенка абсолютно непредсказуема.Ребенку нужно дать лекарство,ему необходимо вымыть голову,завтра вы ведете его к парикмахеру - и он в слезы.Необходимо научиться предупреждать эти детские капризы.
Каждый ребенок имеет предпочтения,от которых не намерен отказываться.Подчиняться тому,чему противится душа, - это,слава богу,не свойственно нашим детям.Понимая,что причиной многих проблем являются страхи детей,которые иногда не кажутся нам серьезными,мы все же должны учитывать тонкость детской природы и не травмировать малыша дополнительным давлением.Готовя ребенка к походу в парикмахерскую,начните издалека:покажите малышу его фотографии,убедите его,что аккуратная прическа ему очень к лицу.Поиграйте в парикмахера.Пусть малыш попробует себя в роли мастера,дайте ему расческу,заколки и бантики,пусть он постарается сделать из вас красавицу или подстрижет вместе с вами любимую куклу.Любуясь результатами своей работы,он может изменить мнение о профессии парикмахера,и она уже не будет представлять для него угрозу.

7.Друзья навек.
Это лучший навык,который может быть у родителей.Когда кроха совсем маленький,нас беспокоит,хорошо ли он поел,тепло ли ему,не болен ли он и чистая ли на нем рубашка.Теперь в жизни вашего ребенка наступило время,когда он желает как можно больше времени проводить с нами,общаться,получать помощь в познании мира,удостоверяться в нашей любви и своей нужности.Он рассчитывает,что вы покажете ему,как можно развлекаться,и одно только то,что вы рядом с ним,делает все вокруг гораздо интереснее.
Ощутить свою нужность - пожалуй, главная цель любого ребенка.Чем больше другие люди в семье обращают на него внимание,интересуются тем,что у него на уме и на сердце,учитывают его мнение и слушают внимательно и не перебивая,тем ему понятнее,что он не последний человек в этом доме.А вот если знаков внимания недостаточно,то их приходится добывать,и не всегда хорошим поведением.Интересоваться не только тем,сходил ли ребенок в туалет,почистил ли зубы и какую отметку принес,а тем,какое у малыша настроение,что он любит и чем интересуется...Именно это отличает родительскую заботу от искренного интереса к личности своего ребенка и уважительного отношения к его индивидуальности.