Автор: Окулова Елена . детский психолог
На прием ко мне Наташа попала совершенно случайно. Почти полтора года девочку лечили в трех разных больницах от гастрита. А эффект был практически нулевой. Неизвестно, сколько бы еще палат поменяла эта девочка, если бы ее лечащему врачу не пришла в голову мысль: а не психосоматический ли это гастрит? И он порекомендовал родителям показать Наташу психологу
Дух нездоров - болеет тело
Термин «психосоматические» происходит от двух греческих слов: «psyche» - душа и «soma» - тело. Он используется для описания физических симптомов, являющихся прямым результатом психического или эмоционального состояния человека. Нельзя считать, что психосоматические заболевания - это воображаемые или психические болезни.
Когда говорят о психосоматике, подразумевают, в первую очередь, заболевания пищеварительной системы (нарушение аппетита, тошнота, рвота, боли в животе, метеоризм, запор и понос). Родителям нужно обратить внимание, если у ребенка постоянно снижен аппетит, плаксивое настроение. Это так называемое «нарушение пищевого поведения», при котором возможны тошнота, боли в животе различной локализации и интенсивности, нередко связанные не столько с приемом пищи, сколько с психотравмирующими и стрессовыми для малыша ситуациями. Мамы ведут детей к доктору. И ребенку ставят один из диагнозов: хронический гастродуоденит, дискинезия желчевыводящих путей, язва двенадцатиперстной кишки, гастрит, дисбактериоз кишечника. А малышу требуется еще и помощь психолога!
Вторая группа психосоматических заболеваний - кожные. Чаще всего чадо в этом случае жалуется на зуд. В совокупности с другими симптомами болезнь диагностируется как атопический дерматит. Другой наиболее представленной формой психосоматической дерматологической патологии является нарушение волосяного покрова головы (очаговая, тотальная алопеция, выпадение волос). Любят «селиться» психосоматические хвори и в двигательной системе. Первую группу нарушений у детей и подростков можно назвать гиперкинетическими. Это тики, кривошея, торсионная дистония. Гипокинетические нарушения включают в себя псевдопарезы (псевдопараличи), различной степени выраженности астазия-абазия (невозможность стоять и ходить), ограничения подвижности конечностей. К третьей группе нарушений относятся псевдоэпилептические приступы. Родителям нужно проконсультировать ребенка у психолога и в том случае, если есть какие-то проблемы с эндокринной системой.
Как видим, психосоматические болезни многообразны. Но все ли дети подвержены психосоматическим реакциям?
«Государство - это я!»
Страдал ли Людовик XIV, произнесший эту крылатую фразу, манией величия - неизвестно. Но то, что практически каждый ребенок, подверженный психосоматическим реакциям, в своей семье - маленький Людовик, бесспорно. Потому что психосоматика «служит», прежде всего, капризам истерического характера. По каким же чертам можно «вычислить» маленького истерика? Они - яркие эгоцентрики, стремящиеся во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Они жаждут признания, необъективны как к себе, так и к другим, не живут, а «играют роль», которую сами же себе придумали. При этом теа- тральны и жеманны. Особая черта истериков - внушаемость и самовнушаемость. Характерологические истерические особенности уже с детства отличаются яркостью, «выпуклостью». Истерики выделяются экстравагантностью во всем: в манере держаться, говорить, действовать. Основные черты характера таких детей - это афиширование всего, что может обратить на себя внимание, легкость смены настроений, симпатий и антипатий, увлечений, стремление казаться «исключительной личностью». Дети-истерики стремятся к лидерству, но легко терпят неудачу и меняют цель, стараясь вызвать сочувствие, жалость. При этом случайное достижение цели - не пустили в школу, потому что кашлял - закрепляется как истерический симптом. И в следующий раз кашель возникает уже тогда, когда не выучены уроки или страшно идти на контрольную. Психосоматические реакции могут наблюдаться у детей и подростков с разными типами личности, но наиболее отчетливо они проявляются при эмоционально лабильном типе характера, истерическом типе и лабильно-истерическом. Определить, какой тип характера у вашего ребенка, поможет психолог. Психосоматические реакции могут впервые проявиться или усугубляться в период возрастных кризисов. От 3 до 4 лет - встречаются приступы удушья, нервная рвота, тики, заикание, энурез и энкопрез (недержание кала). Основной причиной этих психосоматических реагирований является желание ребенка привлечь к себе внимание родителей. Если психологическую проблему не решить, то невротические симптомы и трудности поведения будут нарастать.
В период второго возрастного кризиса - от 5 до 7 лет - чаще всего наблюдаются расстройства сна, рвота, нарушение речевых функций - заикание, исчезновение голоса, тики. Иногда у ребенка появляется склонность к преувеличенному фантазированию.
В период самого длительного - пубертатного кризиса, который длится от 12 до 18 лет, тенденция «перехода» психологических проблем на уровень телесный, соматический, особенно сильна.
К сожалению, не только родители, но порой и врачи не могут определить, какова природа заболевания у ребенка. Чтобы помочь доктору установить диагноз и назначить правильное лечение, мама должна знать, попадает ли ее чадо в «группу риска»? Склонен ли малыш к психосоматическим заболеваниям? Какую же информацию нужно сообщать дополнительно врачу?
Вы должны рассказать доктору о: патологии беременности и процессе родов; нарушении вскармливания (до 6 месяцев); нарушении психомоторного развития ребенка; перенесенных травмах и операциях; посещении ребенком детских учреждений (детский сад, школа, студия); наличии братьев и сестер в семье; неполной семье; пьянстве родителей; смерти или болезни кого-то из близких родственников.
Поводом для обращения к врачу должны стать появившаяся плаксивость ребенка, тревожность, вялость, неумение радоваться, безынициативность, физическая слабость, отрицательная оценка всего происходящего, раздражительность, конфликтность на фоне тоски, скука, грусть. Все эти симптомы говорят о возможной депрессии, на фоне которой нередко развиваются психосоматические заболевания.
Но не менее важными, если не главными, факторами являются ошибки в воспитании и нарушение детско-родительских отношений.
«Золушки» нашего времени
К сожалению, родители, обращаясь к детскому психологу под нажимом воспитателей детского сада или школьных педагогов, меньше всего склонны рассматривать свои отношения с ребенком как источник его многочисленных проблем. Ко мне обратилась мама 12-летнего Кости. Учителя жаловались на вызывающее поведение мальчика в школе, мама - на тики.
Родители ребенка два года были в разводе. Вклад отца в воспитание Кости ограничивался покупками сыну костюмов в дорогих бутиках и навороченных мобильных телефонов. Молодая эффектная мама, постоянно окруженная вниманием мужчин, и с ребенком общалась в привычном для себя стиле «женщина - мужчина», а не «мать - сын». Виктория гордилась, что разговаривает с Костей «на равных», не понимая, что для двенадцатилетнего мальчика отношение как к взрослому - непосильная ноша. Те переживания, которыми Виктория делилась с сыном, неосознанное ожидание от него сочувствия и недетских поступков, привело к неврозу и психосоматическим реакциям.
Понадобилось немало времени, чтобы научить маму правильно общаться с сыном. Отечественный психиатр Гиндикин выделил четыре формы неправильного воспитания, искажающих личность ребенка и провоцирующих психосоматические заболевания.
«Золушка» - тип воспитания, при котором ребенок лишен ласки и внимания. Над ним издеваются, противопоставляют другим детям. Можно сказать, что такой ребенок - обуза в семье. Кстати, по последним данным российских педиатров и невропатологов, чаще страдают психосоматическими заболеваниями те дети, чьи матери восприняли беременность как нежелательную. «Золушки» нашего времени растут сверхчувствительными и зависимыми не только от родителей, но и от сверстников, от учителей в школе.
Другую крайность воспитания психолог назвал «Кумир семьи». Чаще всего, родителей такого ребенка можно узнать по разговорам о гениальности их чада, а самого кроху - по стремлению к лидерству, но неумению устанавливать дружеские контакты со сверстниками, избалованности и неприученности к какому-либо труду. Нередко такое чадо становится домашним тираном.
Гиперопека - тип воспитания, когда родители контролируют каждый шаг ребенка, навязывают ему свое мнение, подавляют самостоятельность и инициативу. У некоторых детей это вызывает протест, у большинства же вырабатывает комплекс неполноценности.
При гипоопеке, наоборот, малыша воспитывают от случая к случаю. По сути, воспитание отсутствует. Чтобы привлечь внимание родителей, на помощь ребенку порой приходит психосоматика. Он заболевает...
«Сигналы», которые подает психика через тело, не всегда распознает даже врач. Например, о чем говорят частые ангины в сочетание с отитами? Только ли о слабом горле? Психологи знают, что нет. Возможно, для ребенка есть какая-то психотравмирующая тема, на которую он не хочет говорить. И он заболевает, то есть теряет возможность обсуждать что-то, отвечать на вопросы взрослых. А что такое отит? Это проблема со слухом. Малыш не только «не может» говорить, но он еще и «не слышит», что ему говорят!
«Разве смогут родители без специального медицинского или психологического образования понять телесные сигналы своего ребенка?» - предвижу вопрос. Я уверена, что смогут. Для этого нужно лишь выполнять два условия. Первое - это следить за физическим здоровьем ребенка. Регулярно посещать педиатра и невропатолога. Если малыш по объективным показателям здоров, но его время от времени мучают то затяжные простуды (часто встречающийся вариант, когда ребенок не хочет идти в сад), то боли в животе и тошнота, надо проанализировать, что не получает он от нас - родителей? Чаще всего ребенку не хватает внимания. Например, родился второй малыш или мама с папой много времени проводят на работе. Возможно, у маленького ученика неудачи в школе - с успеваемостью или конфликтные отношения с кем-то из учителей или сверстников. Не сочтите за труд, сходите к классному руководителю, расспросите, как живется вашему малышу, все ли у него в порядке?
Поможет «распознать» истоки травматичных для ребенка отношений игра. Вспоминаю, как на консультацию родители привели четырехлетнего Гришу. Малыш заикался. Расспросы, не испытал ли мальчик сильный испуг, ничего не дали. Родители не помнили. Тогда я предложила Грише поиграть. Мальчик принес мягкие игрушки - зайчика, мишку, поросенка, собаку и льва - и все звери стали прогонять из своей компании щенка. Они кричали ей Гришиным голосом «злая» и «уходи», били ногами, грозились привязать на цепь! Несомненно, с собаками у ребенка были связанны какие-то неприятные воспоминания. Я снова обратилась к родителям с вопросом: «Не напугала ли Гришу собака?» Мама всплеснула руками: «Полгода назад на мальчика, действительно, набросился громадный дог! Он тогда сильно испугался, два часа не могли успокоить. А я и забыла!» Как потом выяснилось, заикание у ребенка началось через пару недель после злополучной встречи с собакой, но никто из взрослых не связал психотравмирующую для ребенка ситуацию с логоневрозом. А спустя полгода простое наблюдение за игрой малыша помогло понять причину его заикания и с помощью той же игры преодолеть невроз.
Не менее диагностично и рисование. Настораживающий симптом, если кого-то из членов семьи или школьных учителей ребенок рисует черного цвета. «Черный человек» вызывает у малыша тревогу и страх.
Пятилетняя Маша жила, как в зоне военных действий. Родители девочки все время конфликтовали, папа периодически «уходил от мамы». Когда отец отсутствовал, Маша скучала, ее мучили тошнота и боли в животе. Когда я спросила девочку, почему у нее болит животик, она коротко ответила: «От грусти!» Каждый раз, когда я вижу ребенка с психосоматическим заболеванием, я вспоминаю Машу. Таким детям медицинская помощь нужна во вторую очередь. В первую - родительская любовь и внимание. Потому что грусть могут вылечить только мама и папа!