Кто ваш ребенок "живописец", "график", "скульптор", "дизайнер", "архитектор"?
Давайте попытаемся определить.
*****
Педагоги-художники давно заметили, что нет неспособных детей, просто их одаренность может проявляться по-разному. Все дети склоняются к одному из типов изобразительного искусства – «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер», «архитектор». Вырастая, человек сохраняет свои детские предпочтения или расширяет их, совершенствует, открывает для себя остальные грани творчества.
Кто такой «живописец»? Его легко узнать по особой чувствительности к цвету и его сочетаниям, по яркой эмоциональности и любви к акварели. Такой ребенок с удовольствием смешивает цвета на палитре, обожает смотреть, как растекаются цветовые пятна по мокрому листу и получает удовольствие от созерцания неопределенных расплывчатых сочетаний оттенков и красочных переливов. Его любимый тип композиции диффузный или произвольный.
«График» любит рисовать карандашами. Для него нет ничего лучше ясной и понятной четкой формы; даже рисуя красками, он стремится провести контурную линию и недолюбливает всякие там затеки и расплывчатости. Он больше любит штриховать, чем работать кистью, и рано проявляет способности в создании интересных и динамичных сюжетных рисунков. Его композиция линейная или орнаментальная.
«Скульптор» вычисляется легко. Но не стоит думать, что он любит только лепить из пластилина или из глины. Все, что относится к выразительности объемной формы будет радовать скульптора. Оригами и киригами, бумажная пластика, конструирование из разнообразных материалов, а также стремление проявить себя в экспериментировании со сложными техниками: резьба, чеканка, выжигание (пусть даже пока не разрешают взрослые, а у самого получается нечто маловразумительное) даст этому ребенку полный спектр для проявления своего творческого потенциала. Он тоже любит диффузную композицию, но к определенному типу может не испытывать привязанности – будет пробовать разные выразительные средства.
«Дизайнер» любит украшать. Его способности в полной мере раскроются на занятиях флористикой, в играх с кукольным домиком и одеждой, в изготовлении мягкой игрушки. Природный материал, ткань, бумага, роспись и резьба по дереву, разные художественные ремесла и декоративно-прикладное искусство – стихия дизайнера. Его можно узнать по любви к геометрической композиции и орнаменту.
«Архитектор» строит дома, мосты, возводит крепости и сооружает укрепления. Он очень любит конструировать и играть среди своих построек. Он может часами возиться с «Лего» и приглашать друзей пожить в его новом городе. Еще его таланты проявляются в моделировании. Если с ним заниматься оригами, проектированием самолетиков и изготовлением парусников из специальных наборов или просто ореховых скорлупок, ребенок будет счастлив и доволен. Он также склоняется к геометрической композиции, иногда – линейной и орнаментальной.
Понаблюдайте за своим ребенком. Что он любит больше всего? У малышей редко встречается лишь один тип одаренности, скорее всего, вы обнаружите у него целый комплекс способностей.