Новороссийск, двадцатый год прошлого столетия. Пыльный, ветреный город, переполненный испуганными, мечущимися людьми. огромный порт, забитый судами, беженцами-дворянами, белыми офицерами, дезертирами… Целые эскадры иностранных судов ежедневно увозят тысячи пассажиров, но народу не убавляется. По городу гуляет тиф, опустошая целые дома и кварталы; на место умерших, не дожидаясь дезинфекции, тут же вселяются новые семьи, месяцами ждущие своей очереди на пароход. налетает норд-ост и целые недели бесчинствует, разбивая корабли, сдувая людей, как щепки. Паника, ужас, тоска – и смутная, почти сумасшедшая надежда на какое-то мифическое будущее… Возвращение? Победу? Но умудренные знают – будущего больше нет. есть только страшное настоящее: Новороссийский порт – воплощенный бег, осязаемая штормовая волна эмиграции. Во главе эвакуации Новороссийска в эту пору стоял Антон Иванович Деникин, генерал-губернатор Кубанской области и верховный главнокомандующий Добровольческой армии. Это были последние дни его командования. После блестящих побед 1917-1918 годов внутри армии стремительно разрастался кризис. Невозможно вообразить большей неразберихи из паники и амбициозности, которые царили в это время в руководящем составе. Казачество сотрясали вспышки сепаратизма. Монархисты и эсеры, неожиданно усилившие свои движения, тянули одеяло в противоположные стороны. Между тем большевики легко форсировали Кубань, вошли в Екатеринодар и наступали на пятки Добровольческой армии, которая разваливалась на глазах. Железнодорожный состав главнокомандующего Донской армией в панике пробивался на запад. Кубанские казаки, разобщенные и деморализованные, частично переходили на сторону красных или соединялись с бандами «зеленых», базировавшихся под Геленджиком. Донские казачьи корпуса шли в Новороссийск. Это вавилонское столпотворение, при полной потере связи с центральной Ставкой, не оставляло никаких шансов Белой гвардии. Не удивительно, что отношение к ней союзников было двойственным. Российское государство разбилось на тысячи осколков, и каждый осколок кричал о себе самом... Формировать новые части армии в этой ситуации не было ни возможности, ни смысла. Вихрь выметал людей из России, выметал царя из страны и головы. Единственной реальностью казались зыбкие, качающиеся на волнах пароходы. В своих мемуарах под названием «Очерки русской смуты» Деникин писал: «...Новороссийск, переполненный свыше всякой меры, ставший буквально непроезжим, залитый человеческими волнами, гудел, как разоренный улей. Шла борьба за «место на пароходе» - борьба за спасение... Много человеческих драм разыгралось на стогнах города в эти страшные дни. Много звериного чувства вылилось наружу перед лицом нависшей опасности, когда обнаженные страсти заглушали совесть и человек человеку становился лютым ворогом». He в состоянии разрешить конфликт с кубанским казачеством и ввиду неотвратимого приближения Красной армии, генерал Деникин в конце марта 1920 года спешно эвакуировал остатки своих войск из Новороссийска. 4 апреля Антон Деникин сдал полномочия генералу Врангелю и эмигрировал в Англию. прыжок в Европу Знаменитую писательницу Надежду Тэффи в Новороссийск привез из Одессы бравый пароходик под названием «Шилка». Он намеревался идти дальше, во Владивосток, но выяснилось, что храбрый кораблик и до Новороссийска-то добрался на чистых амбициях, чудом не потонул, но «непременно потонет». Пришлось сходить на берег, искать комнату и ждать... как тысячам и тысячам беженцев. «Какой огромный порт! Мол за молом, без числа. Всюду, как шеи гигантских черных журавлей, вздымаются подъемные краны. Бесконечные амбары, сараи, склады. На молах и на набережной - народ. Сначала показалось, что это пассажиры ждут парохода. Но, побродив между ними, увидела, что они не ждут, а просто живут здесь. Устроили из лохмотьев и корзинок палатки, развесили рваное барахло, обжились и живут. Старухи тут же на жаровнях жарят какие-то огрызки. Полуголые дети играют стеклышками от бутылок и бараньими костями». Позже родилась метафора: «Новороссийск- пестрый, присевший перед прыжком в Европу». Единственное, что не давало ей окончательно впасть в уныние, так это то, что она Тэффи - автор, над чьими юмористическими рассказами смеялась до слез вся просвещенная Россия. Но теперь ее зоркий глаз подмечал не только смешное, но и печальное... потрясающее... страшное. Интеллигенты-чистоплюи, ворующие еду и последние вещи. Кисейные дворяне, замешивающие своими руками ржаное тесто. Шныряющие в Москву и обратно «господинчики», которым все равно, белые деньги или красные. Тиф косил людей. «В аптеках продавали какие-то патентованные средства, мази, жидкости и даже ладанки, предохраняющие от заразы. Советовали туго завязывать концы рукавов вокруг руки, чтобы ничто не могло заползти». В конце января скончался в Новороссийске от тифа князь Евгений Николаевич Трубецкой, известный философ, брат Сергея Трубецкого. Месяцем позже тиф унес «думского шута» и скандалиста Владимира Пуришкевича, известного тем, что он швырял стаканом с водой в депутата Милюкова. Им не суждено было покинуть Родину. Через несколько недель другой пароход, «Великий князь Александр Михайлович», увозил Надежду Тэффи за границу - как она думала, на время. Последним родным пристанищем был для нее Новороссийский порт. «Дрожит пароход, стелет черный дым. Глазами, широко, до холода в них, раскрытыми, смотрю. И не отойду. Нарушила свой запрет и оглянулась. И вот как жена Лота, застыла, остолбенела навеки и веки видеть буду, как тихо-тихо уходит от меня моя земля». Примерно в это же время другой теплоход - итальянская «Семирамида» - увозил из Новороссийска в Венецию жемчужину русского балета, возлюбленную последнего государя-императора Матильду Кшесинскую. В ее знаменитом московском особняке к тому времени размещался штаб большевиков. В Италию она бежала с великим князем Андреем, ставшим впоследствии ее мужем. Уезжала великая балерина практически без багажа. У Матильды осталось лишь одно запасное платье, у князя Андрея - золотой портсигар и немного денег. Многие беженцы в дороге совершенно нищали. Деньги и вещи приходилось раздавать матросам, под угрозой сдать корабль большевикам. волна эмиграции История эмиграции из России в XX веке насчитывает три волны: 1917-1922 гг., после Второй мировой войны и в «застойные» 70-80-е гг. Первая волна эмиграции, сформировавшаяся в результате революции и Гражданской войны (1917-1922 гг.), насчитывает, по разным данным, от одного до двух миллионов человек, и большую часть ее составляют военнослужащие. Группы беженцев и офицеров, эмигрировавшие в 1919-1920 гг., можно назвать самым многочисленным и трагическим ее слоем. Массовая эвакуация уносила политических деятелей, бывших дворян и мещан, торговцев, офицеров, творческую интеллигенцию - всех, кто мог попасть на отплывающие пароходы. Этот слой представлял практически все социальные структуры дореволюционной России: от крестьян и казаков до членов императорской семьи. Новороссийский порт, наряду с Севастопольским и Одесским, был последней пядью земли, по которой прошла «Россия, которую мы потеряли» - и последним клочком земли для эмигрантов, навсегда потерявших Родину.
«Вы были в Новороссийске? А вы видели, какой стала набережная?» Были и видели: и зрелище оказалось очень ярким. Новороссийск сегодня – цветущий, активно развивающийся город, крупнейший порт юга России. А его набережная, широкая, обнимающая море, порт и морвокзал, – настоящее сердце города. Здесь с утра до вечера кипит работа; под величественными громадами судов, под флагами и парусами, стоят, задрав головы, восхищенные туристы, прогуливаются дамы с собачками, любуются закатами влюбленные парочки, резвятся счастливые дети, дышат свежим морским воздухом пенсионеры. Вечером набережная зажигается сотнями разноцветных огней, напоминая о вечном празднике жизни. Такой и должна быть настоящая набережная – прекрасной, немного фантастичной, олицетворяющей одновременно «край земли» и «берег родной». Что же помогло сделать ее именно такой? В рамках активного развития городской инфраструктуры администрацией Новороссийска был принят проект реконструкции набережной. Активное участие в этом проекте приняла группа компаний «Выбор». Именно «Выбор» изготовляет и укладывает плиточные покрытия, парапеты и архитектурные элементы, составляющие основу и украшение новороссийской набережной. Тротуарные плиты с гранитным и гладким фактурным слоем, идеальной формы бетонные шары, элегантные скамейки с бетонными опорами и даже урны – все является частью единого ансамбля. Когда идешь по набережной, чувствуешь под ногами не просто опору. Округлая, переливающаяся разными оттенками шершавая плитка словно пружинит в ответ на каждый шаг. Более крупная гладкая плитка, похожая на шоколадную клетку, обрамлена большими квадратами, напоминающими взлетную полосу аэродрома. Крепкое, надежное покрытие, которому не страшны ни ветры, ни дожди, ни летняя жара, никогда не подводит, никогда не надоедает и легко демонтируется. К тому же муаровые переливы гранитной плиточной фактуры и геометрические фигуры фактуры гладкой – это настоящие живопись и графика: словно новый жанр урбанистического искусства. По сути, лучший выбор для новороссийской набережной – и не только. Созданная в 1996 году в Новороссийске строительно-инжиниринговая компания «Выбор» сейчас – ведущее объединение Краснодарского края и одна из крупнейших строительных компаний Юга России. Начинавшая свою деятельность как заказчик и генподрядчик строительства объектов «под ключ», в 2002 году она пополнилась новой структурой – заводом по производству элементов благоустройства и стенового ограждения ООО «Выбор-С». Используемая в производстве современная технология полусухого вибропрессования обеспечила огромное количество заказчиков не только в Новороссийске и его окрестностях, но и по всему Краснодарскому краю. Наряду с тротуарной плиткой спросом пользуются и малые архитектурные формы: скамьи, ступени, бетонные урны, элементы строительной облицовки. В 2005 году компания открыла новый завод, производящий декоративные плиты на основе природного камня с добавлением мраморной крошки. В ее производстве использовалась инновационная технология гиперпрессования. Но главное достижение «Выбора» – открытие в 2006 году нового завода в п.Афипский Северского района. Здесь сосредоточен мировой опыт в производстве бетонных изделий методом полусухого прессования. Завод, чьим фирменный знаком является применение передовых технологий, оборудован самой современной скоростной автоматизированной линией германской фирмы Hess. Непрерывно меняясь и совершенствуясь, «Выбор» постепенно меняет и облики современных городов, делая их по-настоящему яркими и неповторимыми. Новороссийская набережная подтверждает: лучший выбор – это «Выбор»!
Последний причал "Нахимова"
Воспоминание обращает время вспять, продлевая жизнь тем, кого уже нет с нами. Именно поэтому сегодня, 22 года спустя, создавая образ города Новороссийска на страницах журнала, мы не можем не вспомнить о трагедии, всколыхнувшей когда-то всю страну - последней ночи парохода «Адмирал Нахимов». 31 августа 1986 года один из крупнейших пассажирских лайнеров СССР затонул в водах Цемесской бухты в 15 километрах от причалов Новороссийского порта. На его борту находилось 1243 человека, 423 из которых погибли вместе с кораблем. С 1957 года пароход «Адмирал Нахимов» совершал регулярные двухнедельные круизы по Черному морю между портами Одессы, Ялты, Новороссийска, Сочи, Сухуми и Батуми. Для миллионов советских граждан отправиться в путешествие на «Нахимове» было недосягаемой мечтой, которая из года в год подпитывалась рассказами и впечатлениями побывавших в круизе счастливчиков. Тогда мало кто помнил, что белоснежный корабль грез, жемчужина Черноморского пароходства - это военный трофей весьма преклонного возраста, доставшийся нашей стране после раздела между победителями флота поверженного Третьего Рейха. Лайнер «Берлин» был построен в далеком 1925 году и многие годы бороздил Атлантику. В начале 40-х судно стали использовать для перевозки заключенных, переброски воинских частей и в качестве плавучего госпиталя. В самом конце войны, подорвавшись на мине, корабль затонул в Балтийском море на небольшой глубине, но в 1947 году был поднят советскими специалистами. Судно отремонтировали и дали ему новое имя - «Адмирал Нахимов» -в честь прославленного героя Севастополя. С 1970 года из-за возраста и технического состояния, не отвечающего международным конвенциям, «Нахимов» перестали выпускать за пределы внутренних вод. Но именно в этот период пароход обеспечил себе всесоюзную известность и стопроцентную наполняемость пассажирами. После последнего ремонта и сертификации кораблю продлили срок службы до конца курортного сезона 1986 года - 5 сентября «ветерана» должны были отправить на слом. Вряд ли кто-то был способен предположить, что прощальный рейс лайнера, на протяжении 60 лет исправно служившего многим поколениям мореплавателей, может закончиться масштабной катастрофой. и целого моря мало… Ярко освещенный тысячами огней «Адмирал Нахимов» в сопровождении двух буксиров покинул свой последний причал у морвокзала Новороссийского порта и стал неспешно набирать скорость, направляясь к выходу из бухты. В это же время со стороны Турции к бухте приближался 50-ти тонный груженный зерном сухогруз, носящий имя партизана Петра Васёва. Танкер был предупрежден диспетчерами портнадзора о курсе пассажирского лайнера и получил команду снизить скорость и пропустить «Нахимов» на выходе из бухты. То, что произошло далее, до сих пор вызывает недоумение не только у обывателей, но и у опытных моряков, заставляя задаваться одним и тем же вопросом: «Как такое возможно?» Приняв приказ о снижении скорости и многократно доложив о своем намерении его исполнить, сухогруз «Петр Васёв» практически под прямым углом врезался в центр правого борта «Нахимова», нанеся ему рваную пробоину в 80 квадратных метров. Удар пришелся в самое сердце лайнера - была разгромлена переборка между машинным и котельным отделением, освещение погасло. Корабль заполнялся водой с колоссальной скоростью - 29 000 кубометров в минуту. И уже через 7 с половиной минут после смертельного тарана «Адмирал Нахимов» погрузился на дно. Как могли два корабля, управляемые опытными капитанами, не суметь разойтись в открытом море, имея полную информацию о курсах, скоростях и поддерживая постоянную радиосвязь друг с другом? Поиск ясного и однозначного ответа на этот вопрос, несмотря на срок давности трагедии, по-прежнему не дает покоя исследователям. два капитана Официальная версия случившегося - выявленная судом преступная халатность капитанов Вадима Маркова, ведшего «Нахимов», и Виктора Ткаченко, стоявшего у руля сухогруза. Оба моряка за «нарушение работниками транспорта правил, повлекшее несчастные случаи с людьми» были осуждены по статье 85 УК РСФСР и приговорены к 15 годам лишения свободы. В списке роковых ошибок Маркова значатся: отсутствие его на мостике в момент столкновения; открытые иллюминаторы в нижних каютах, ставшие причиной дополнительного притока воды; незакрытые вовремя клинкетные двери, которые могли сыграть роль переборок, делая судно многоотсековым и замедляя его погружение. Капитана обвинили также и в том, что он не объявил сигнал шлюпочной тревоги. Однако, несмотря на серьезность нарушений Маркова, не все зависело от его воли: иллюминаторы оставались постоянно открытыми из-за отсутствия вентиляции на нижних палубах, клинкетные двери заклинивало и они давно уже не закрывались автоматически - только в ручную, а на спуск каждой шлюпки требовалось от 15 до 30 минут, которых у «Нахимова» не было. Вина Виктора Ткаченко более очевидна - несколько раз он сообщил о готовности пропустить пассажирский лайнер, но, несмотря на это, до последних минут двигался, не сбавляя скорости. Сам Ткаченко объяснил свои действия тем, что всецело полагался на показания системы радиолокации - новейшего японского прибора, которым был оснащен сухогруз «Петр Васёв». По его словам, монитор показывал расхождение «Васёва» с «Нахимовым» (при сохранении скорости и курса) на расстоянии двух миль (4 км) друг от друга. Загадочная ситуация со столь серьезной погрешностью сверхнадежной аппаратуры породила в умах исследователей совершенно фантастические гипотезы, которые стали появляться на страницах газет после того, как в 1992 году оба капитана были официально помилованы и отпущены на свободу. истина где-то рядом Согласно одной из версий, предложенной доцентом Владимиром Чуевым, причиной катастрофы явилось применение микроволнового оружия через спутник. Ученый, посвятивший поиску разгадки новороссийской трагедии многие годы, обнаружил доказательства того, что в момент аварии Цемесская бухта подвергалась воздействию неизвестного излучения, которое и вызвало сбой в показаниях радаров на «Васёве». По мнению исследователя, таким способом руководство КГБ избавилось от собственного соратника, якобы обладавшего каким-то компроматом на членов Политбюро. Это предположение основано на том, что в числе погибших во время кораблекрушения действительно оказался начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Крикунов со своей семьей. Не менее загадочную гипотезу выдвинул профессор Санкт-Петербургской академии аэрокосмического приборостроения Алексей Синяков. По его мнению, причиной катастрофы стал так называемый «локальный геофизический резонанс» (ЛГР) - малоисследованное природное явление энергетического взаимодействия планет Солнечной системы. Ученый обратил внимание на то, что вечером 31 августа 1986 года в районе аварии наблюдалось необычное свечение атмосферы, а через два часа после гибели «Нахимова» произошло мощное подводное землетрясение. Во время ЛГР, который длится, как правило, не более 15 минут, человек, управляющий техникой, теряет возможность адекватно оценивать ситуацию. Этим Синяков объясняет странное поведение капитана сухогруза Виктора Ткаченко, упорно ведшего свой корабль на «Нахимов». Другие более или менее правдоподобные версии продолжают появляться до сих пор, ведь с материалов уголовного Дела 1986 года, возложившего всю вину за трагедию в Цемесской бухте исключительно на двух капитанов, все еще не снят гриф «секретно». Но годы идут, многие участники событий и очевидцы ушли из жизни, поэтому разобраться в хитросплетениях фактов становится все труднее. История гибели парохода «Адмирал Нахимов» - это не только череда фатальных ошибок, ужаса и сотен оборванных судеб, но также память о мужестве, энтузиазме и самоотверженности тех, благодаря кому 836 человек с затонувшего лайнера были спасены. После крушения всем кораблям, находившимся поблизости, была отдана команда следовать в место аварии для спасения выживших. О том, как проходила спасательная операция, вспоминает капитан Новороссийского портофлота Олег Максимович Лях, прибывший к месту крушения через 40 минут после затопления парохода: - На буксире «Беспощадный» я отводил «Нахимов» из порта - пассажиры веселились, на корме была большая танцплощадка, играли «Лаванду»... Вернувшись к причалу я сел заполнять судовой журнал и по радиосвязи слышал все переговоры двух судов, как они выясняли, кто кого пропускает... А через 15 минут «Васёв» передал в эфир: «Нахимов» утонул!» Мы не могли поверить в это. Чтобы так стремительно затонуло стометровое судно - таких случаев в мореходстве не бывало. В эфире повисла тишина - никто не мог ничего сказать, не могли понять, что теперь делать... Через 4 минуты раздалась команда всем буксирам следовать к месту гибели парохода. Чтобы преодолеть это расстояние, мне требовалось около часа, но я двигался полным ходом и прибыл раньше. Начали подбирать людей. Руководил действиями спасателей заместитель начальника порта Каминский с судна «Килия». Он скомандовал: «Брать только живых, мертвые подождут». У меня на буксире команда состояла из двух матросов-мотористов, и оба, как назло, низкорослые, по метру пятьдесят, поэтому поднимать людей было очень сложно - борта у буксира высокие, для спасения людей «Беспощадный» был совершенно не приспособлен. Мы подняли из воды девять человек. Вообще в Новороссийском порту в то время существовала аварийно-спасательная служба (АСПТР), но, как ни парадоксально, ни одного специального спасательного судна у них не было. В месте крушения в ту ночь работал лоцманский катер, который должен был встречать сухогруз и 5-6 буксиров. Утром там плавало уже полсотни судов, но сама спасательная операция продолжалась не более полутора часов - за это время все выжившие были подняты из воды и отправлены на берег На рассвете начали собирать мертвых с поверхности воды... за ночь всплыло много мусора: мебель, чемоданы, обувь... Потом к работе приступили водолазы. Они извлекали из затонувшего корабля тела тех, кто не успел выбраться с нижних палуб - «Нахимов» тонул слишком быстро. Тела в рефрижераторах отправляли к печально известному 15-му причалу - там проходило опознание. Я работал в районе аварии в течение месяца - с затонувшего корабля вытекало топливо, и буксиры держали боновые заграждения, чтобы нефть не растекалась по всей акватории. Место гибели «Нахимова» оградили буями, которые остаются там до сих пор.
Абрау-Дюрсо
Дорога, словно асфальтовая речка, осторожно петляет по тенистому каньону из леса и скал. Внезапно лабиринт заканчивается, и густая растительность отступает, открывая взору волшебную долину. В обрамлении покатых, бархатистых гор там мерцают отраженным солнцем изумрудные воды Абрау – самого крупного озера Северо-западного Кавказа, на берегу которого расположился одноименный поселок . Возникшая перед глазами картина вызывает ощущение пребывания в сказочном мире, где время способно остановиться и даже течь в обратную сторону. Название озера Абрау в переводе с тюркского означает «провал», «обрыв». Из уст в уста передается старинное черкесское поверье о его происхождении. Легенда гласит, что в стародавние времена на месте озера была обширная плодородная долина, на землях которой обитало богатое племя. Однажды одна из знатных дочерей этого народа, красавица Лидия, влюбилась в бедного пастушка из соседнего поселения. О соединении влюбленных не могло быть и речи - родители девушки были против неравного брака. В пару дочери они подыскали немолодого, но знатного жениха, и решили поскорей выдать несчастную замуж. Был устроен пир на весь мир, гостей услаждали яствами, винами и музыкой, а позже, пресытившись, богачи устроили состязание по метанию хлебных лепешек. Господь покарал людей за этот грех - ударила молния, земля расступилась, и поселок со всеми жителями навсегда увлекло в пропасть. В живых осталась одна только Лидия, которая в самый разгар праздника незаметно покинула селение и бросилась в лес на поиски любимого пастушка. Вернувшись поутру, она обнаружила, что на месте родного дома теперь плещется большое тихое озеро, словно вечный символ покаяния и очищения. Горько плакала девушка, и от слез ее образовался ручей, который по сей день зовется «Слезы черкешенки». Бросилась Лидия в озеро, желая утопиться, но вода не приняла ее, и шла она от берега к берегу в тоске и нигде не находила любимого пастушка. А ее возлюбленный, увидев, как Лидия кинулась со скалы, решил, что она утонула, и сам свел счеты с жизнью. Долго еще бродила дева по окрестностям, мелькая прозрачной тенью перед глазами забредшего в эти места редкого путника. А прекрасное горное озеро с тех пор зовут Абрау - «провалившееся». Этот уникальный водоем расположен на заповедном полуострове в 14 километрах к Западу от Новороссийска, в часе ходьбы от моря. Путешественники часто сравнивают Абрау со знаменитым озером Рица в Абхазии. Абрау имеет туже продолговатую форму, оправу из лесистых гор и почти такую же длину - около 3 километров. Ширина его достигает 600 метров, а площадь водного зеркала даже больше, чем у Рицы - 180 гектаров. Абрау питают воды впадающей в него речки и подземные источники. Озеро не имеет поверхностного стока, поэтому уровень воды в нем регулируется поверхностным испарением. Специалисты, правда, предполагают, что оно имеет подземный сток к морю - об этом свидетельствуют отсутствие болотной растительности и постоянная свежесть воды. До сих пор ученые не разрешили главную загадку озера - вопрос о происхождении его котловины. Одни, взяв за основу этимологию названия, предполагают, что Абрау образовалось в результате карстового провала - мягкие горные породы постепенно размывало подземными реками, и под слоем почвы образовалась огромная зияющая ниша, которая однажды обвалилась и быстро заполнилась водой. Другие считают, что озеро - это небольшой остаток Киммерийского пресноводного бассейна, существовавшего на месте Черного моря более 1 млн. лет назад. По мнению третьих, озеро могло появиться вследствие оползня, перегородившего устье реки Абрау, которая раньше впадала в море. Несмотря на обилие версий, ни одна из них так и не была окончательно доказана - загадочное озеро продолжает хранить свою тайну. Местность вокруг Абрау отличается разнообразием ландшафта - его южный берег практически непроходим, так как склон горы под углом в 30-40 градусов обрывается прямо в воду, а восточный напротив - пологий и песчаный. Абрау - одно из самых теплых озер Европы: из-за небольшой, чуть более 10 метров, глубины вода в нем прогревается до 28 градусов и остывает медленно, поэтому, несмотря на близость моря, здесь много купающихся, особенно в конце весны и ранней осенью. В случае, если нет желания принимать водные процедуры, в Абрау можно с успехом порыбачить- в нем водятся карп, сазан, красноперка, американской окунь, а также реликтовая селедочка. В конце XIX века на берегу озера был построен ставший знаменитым на весь мир завод шампанских вин. На окрестных землях стали выращивать виноград, а само имение, объединившее два соседних поселка, получило название Абрау-Дюрсо. В конце 50-х годов прошлого века заметили, что озеро постепенно мельчает - глубина, достигавшая когда-то 30 метров, теперь не превышает и 11. Чтобы спасти Абрау от заиления, было решено перенести окружавшие его виноградники, так как весенними потоками немалое количество грунта и опавших листьев смывало в озеро. Западный берег укрепили бетонными плитами, а склоны окрестных гор засадили пицундской сосной. Ходят слухи, что во время Великой Отечественной войны в водах Абрау было затоплено 40 тысяч бутылок шампанского. Этот клад так и не был обнаружен, что до сих пор вселяет надежду в сердца многочисленных энтузиастов, отправляющихся на его поиски. Отдыху озера может быть дополнен экскурсией по заводу, с непременным посещением винных подвалов и дегустацией различных марок игристого напитка. Но не только шампанское манит людей в Абрау. Сюда, как правило, приезжают те, кто не ищет мимолетных шумных удовольствий и острых впечатлений. Озеро в отличие от моря или реки способно подарить ни с чем несравнимое ощущение покоя, совершенства, вечности. В этих местах ищут гармонии с природой и собственной душой. В Абрау часто рассказывают историю о злом кузнеце, который был дьявольски силен и очень уродлив. Этот угрюмый человек жил в отдалении, и односельчане подозревали его в связях с разбойниками. И вот однажды на берегу озера в вечерних сумерках он встретил юную деву - ее прекрасный образ промелькнул и сразу скрылся за зеркальной гладью вод, успев тяжело ранить силача в самое сердце. Бедолага забросил кузницу, оставил дом и целый год скитался по окрестностям в надежде отыскать ее, но безрезультатно. Отчаявшись, бывший кузнец ушел в лес и навсегда поселился там, став отшельником. Люди поражались произошедшим в нем переменам - сделавшись знахарем, он долгие годы помогал им побеждать недуги. Старец прожил очень долгую жизнь, но никто не мог сказать, как он умер. Поговаривают, будто бы вновь повстречалась ему прекрасная Лидия, которая вышла из озера, чтобы на этот раз забрать его с собой.
«Абрау-Дюрсо» - не просто географическое название. Большинству россиян оно знакомо как самое высококлассное отечественное шампанское. Мерцающее пламя свечей, озорные пузырьки, один за другим поднимающиеся вдоль тонких прозрачных стенок бокалов... Всего один глоток благороднейшего напитка, и каждый безошибочно угадывает вкус «Абрау-Дюрсо». «Здесь открыта новая Калифорния для вин. Трудно отыскать в мире какую-нибудь хотя бы сходную с ней местность. Ни Бургундия, ни Шампань, ни Кахетия, а тем более Крым не могут служить примером и образцом для полного подражания», - писал об удельном имении «Абрау-Дюрсо» агроном Ф. И. Гейдук. Имение было создано по указу императора Александра II в октябре 1870 года. В нем предполагалось вести хозяйство, приносящее доход в царскую казну. Виноградарство и виноделие оказались для этого отличной сферой деятельности. В 1874 году «Абрау-Дюрсо» стало виноградно-винодельческим предприятием. Спустя несколько лет отцом русского шампанского, Львом Сергеевичем Голицыным, в Абрау были приглашены французские специалисты по производству классических шампанских вин, в 1896 году произвели здесь первую закладку шампанского - шестнадцать тысяч бутылок. Здание завода было построено в 1900-1907 годах. Сейчас оно является музейно-историческим комплексом, стенам которого более ста лет. Пять подвалов завода «Абрау-Дюрсо» были построены по чертежам князя Л. С. Голицына казаками и наемными рабочими специально для выдержки шампанского. Чем хороши подвалы? Тем, что глубоко под землей сохраняется постоянная температура: круглый год около плюс пятнадцати градусов. Влажность может колебаться от семидесяти пяти до восьмидесяти пяти процентов. Именно в таких условиях происходит многолетняя выдержка игристых вин. После Великой Отечественной войны производство вина на заводе увеличилось, поэтому возникла необходимость строительства новых подвалов. В семидесятом году был построен подвесной конвейер, протяженностью около трех километров, состоящий из нескольких линий. Между собой подвалы соединены промежуточными тоннелями. Некоторые из них двухэтажные. И если первые тоннели строили специалисты из Франции, то новые - московский «Метрострой». В общем, получилось шестнадцать тоннелей общей протяженностью пять с половиной километров. шампанские реки - дубовые берега Большие бочки - так называемые буты, в которых выдерживают вина, делают из кавказского дуба возрастом не менее семидесяти лет. Мастера-бондари сбивают их без единого гвоздя и без клея: они подгоняют дубовые клёпки и затем стягивают их раскаленными металлическими обручами. Буты объемом от пяти тысяч литров могут быть круглыми или овальными. Форма овала обеспечивает компактное расположение бутов в пространстве подвала, и скопление осадка при выдержке вина происходит в их самой нижней части. Что же происходит внутри дубового бута с вином? Через поры дерева в вино попадает определенное количество кислорода, за счет которого формируется сложный, многогранный «букет», а у молодых красных вин изменяется оттенок. Известно, что терпкость винам придает танин, который попадает в напиток частично из кожицы и семечек винограда, а частично - из дубовой клёпки. Хочешь получить вино с высоким содержанием танина - бери новый бут, с низким - тот, в котором вино уже выдерживалось. Чем больше по объему дубовый бут тем дольше он используется в производстве. Кстати, бочку можно реанимировать. Со временем стенки бочки отдают все меньше и меньше танина, поэтому при необходимости с них счищают тонкий слой дерева. И бочка начинает новую жизнь! а сейчас вылетит… пробка! Пробковый дуб растет на побережье Каталонии, Испании и в прибрежной зоне Атлантического океана. В возрасте двадцати лет на нем нарастает кора, которую срезают каждые девять лет. Кору обрабатывают, после чего из нее и вырезают пробки, которые используют в основном для укупорки тихих вин, не содержащих углекислоту. Для укупоривания шампанского, как правило, изготавливают комбинированные пробки: верхнюю часть склеивают из кусочков, а нижнюю, соприкасающуюся с вином, - из цельной бархатной или полубархатной пробки. Под такой пробкой шампанское может храниться несколько лет, потому что она позволяет герметично упаковать игристое вино. Но, несмотря на это, некоторое количество вина испаряется из бутылки, поэтому даже при самых благоприятных условиях хранения уровень вина в ней снижается. И, если он опустится до плечиков бутылки (в особенности это касается тихих вин), стоит рассматривать такое явление как сигнал - нужно срочно выпить! правила игры Сейчас «Абрау-Дюрсо» специализируется на выпуске шампанских и игристых вин. Для приготовления одной бутылки классического шампанского требуется примерно два килограмма винограда и четыре года кропотливого труда: год происходит подготовка виноматериала, и три года длится процесс выдержки вина в бутылках. В конце августа - начале сентября, когда содержание сахара в винограде стабилизируется и достигает восемнадцати-девятнадцати процентов, начинается сбор винограда. Для производства шампанских вин в «Абрау-Дюрсо» используют такие традиционные сорта винограда, как Пино-Блан, Пино-Фран, Шардоне, Рислинг. Виноград поступает на пресс, где из ягоды извлекают самую нежную часть сусла. Для производства классического шампанского используется только сок первого отжима - так называемое «кюве». Сначала из винограда получают высококачественные шампанские виноматериалы. Затем из виноматериалов, тиражного ликера и живой культуры винных дрожжей составляется тиражная смесь. Смесь разливают в бутылки особой прочности, способные выдерживать давление в семнадцать атмосфер и укупоривают специальными пробками. Наполненные бутылки выкладывают в штабели. При брожении в бутылке постепенно образуется углекислота, которая заполняет воздушную камеру. Затем под давлением, ею же создаваемым, она постепенно растворяется в вине. Это и есть процесс шампанизации - появляются пузырьки. Активное брожение длится около двух месяцев, затем происходит выдержка вина на дрожжевом осадке. Чем дольше выдержка, тем роскошнее букет и оригинальнее вкус. Коллекционным шампанское становится тогда, когда оно выдержано не менее трех лет. Образовавшийся за время хранения бутылок в тоннелях осадок необходимо извлечь из бутылок. Для этого бутылки из штабелей переносят в специальные пюпитры и устанавливают горлышком вниз. Мастер в течение месяца ежедневно поворачивает бутылки быстрыми колебательными движениями, постепенно переводя их в «почти вертикальное» положение. Дрожжевой осадок при этом перемещается на пробку. Эта операция называется ремю-аж, а мастер, столь искусно проводящий ее, - ремюором. Собранный на пробку осадок дрожжей удаляют из бутылки. Этот процесс носит название «дегоржаж»: пробку вместе с осадком замораживают путем погружения в низкотемпературные ванны, после чего мастер-дегоржер вручную открывает бутылку, из которой пробка вылетает вместе с осадком. Затем бутылку укупоривают корковой пробкой. Резервуарные вина не выдерживаются. Поэтому на их этикетках вы не увидите слов «коллекционное» или «классическое». На них просто будет написано - «Российское шампанское «Абрау-Дюрсо»». При производстве резер-вуарного шампанского подготовленная тиражная смесь разливается в акратофоры (резервуары из нержавеющей стали емкостью в несколько тысяч литров). Брожение в ак-ратофорах происходит в условиях регулируемого давления и температуры, что позволяет существенно ускорить процесс изготовления шампанского. Готовый продукт из акратофоров разливается в бутылки. приз зрительских вкусов В подвалах завода «Абрау-Дюрсо» для посещения туристов открыты шесть дегустационных залов: «Французский», получивший свое название в честь французских специалистов, которые готовили здесь шампанское до революции; «Александровский», названный в честь основателя удельного имения императора Александра II; «Голицынский», названный в честь князя Голицына, выдающегося русского винодела, по чертежам которого в «Абрау-Дюрсо» были построены первые подвалы для производства шампанского; «Царский» и два VIP-зала. Посещение завода - это не только экскурс в историю одного из старейших предприятий российского виноделия - это настоящий праздник души для всех ценителей изысканных шампанских вин! В экспозиции музейно-исторического комплекса «Абрау-Дюрсо» представлена коллекция этикеток шампанского и вин, выпускаемых под маркой «Абрау-Дюрсо», которые хранятся на заводе ещё с царских времен; коллекция оборудования, винной утвари и орудий труда виноградарей. После демонстрации фильма об истории производства шампанского экскурсантам предоставляется возможность соприкоснуться с таинством рождения напитка радости и счастья. Они спускаются по старинным ступеням в винные погреба, где их знакомят с технологическими особенностями производства. Дегустация «искрящегося чуда» проходит в старинных стенах, где, кажется, исчезает реальное чувство времени, и дегустаторы попадают в XIX век... Технологические тонкости шампанского производства передаются виноделами из поколения в поколение. Именно труд, мастерство, энергия и трепетное отношение специалистов завода к своей работе рождают уникальный напиток- шампанское «Абрау-Дюрсо». За участие в выставках и дегустационных конкурсах, классическое шампанское было удостоено высоких наград и приобрело мировую известность, завоевав 195 международных медалей, из которых 87 золотых, 92 серебряных, 16 бронзовых и 9 - международных Гран-при. Девятый Гран-при виноделы получили в апреле на выставке «Вина и напитки-2008», которая проводилась в г. Краснодаре. Награда была присвоена новой элитной марке - «Российское шампанское “Абрау-Дюрсо Империал” Брют коллекционное». Это ли не подтверждение превосходного качества вин, выпускаемых «Абрау-Дюрсо»! Этот бренд заключает в себе историческую ценность и традиции всего русского виноделия. Шампанское, выпускаемое заводом «Абрау-Дюрсо» - высококачественный продукт с великолепным букетом и изысканным вкусом.
по материалам "небо кубани"