Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Как победить детские страхи


Как победить детские страхи

Сообщений 1 страница 20 из 31

1

Как победить детские страхи?
Страх – это абсолютно естественная эмоция любого человека, проявление инстинкта самосохранения. Какие-то конкретные страхи могут появляться у детей самого разного возраста, и благодаря им ребенок может избежать многих неприятностей. Но при этом вовсе не обязательно считаться трусишкой.

Не стыдите его!

Вот как раз о том, что твой ребенок «трусишка», говорить не стоит. Психологи не рекомендуют стыдить за это и уж тем более - настаивать, чтобы малыш, замирая и плача, пошел, например, в темную комнату или в глубокую воду. Лучшее средство, говорят они, это понимание - когда ты можешь спокойно сказать ребенку, что испытывала нечто подобное в своем детстве и что тебе понятны его ощущения.

Постепенно, используя специальные методики, вы можете познакомить ребенка поближе с объектом его страхов, чтобы он понял его природу и перестал бояться. А можете освоить и предложить игры, которые помогут сыну или дочке справиться с ужасами.

Распространенный прием для борьбы с детскими страхами - изображение их на бумаге. Дайте ребенку кисточку и краски, но ничего не подсказывай. Пусть малыш нарисует свой страх так, как он ему представляется, а потом порвет рисунок на кусочки, чтобы страх ушел и не вернулся. Упражнение надо повторять время от времени.

Он боится темноты?

Попробуйте приучить ребенка к темноте, отправившись с ним на улицу в момент наступления ночи. Понаблюдайте за природой и окружающим миром, погружающимся во мрак. Дома предложи ему игру, в которой тоже наступает ночь.
Дверь оставь открытой, а в комнате выключите свет. Придумайте сюжет: например вы участвуете в гонках в пустыне, ваша машина неожиданно ломается, и вас застает ночь. Теперь придется разбивать лагерь, ставить палатку, искать дрова для костра. Пусть ребенок выполняет главную роль, а вы - подчиненную, например пассажира автомобиля.

Хорошее подспорье для преодоления страха темноты - обычный фонарик. Покажите малышу, каким пользоваться, подари ему этот предмет, объясни, какое это замечательное средство в борьбе с темнотой. Пусть играет с ним сколько влезет, в том числе и в темной комнате, где можно светить на стены, создавая необычный узор.

Игры на воде

Преодолеть боязнь воды лучше всего с помощью игр, но ни в коем случае не силой. Придумать можно все что угодно: ваш малыш - лягушонок, а вы - мама-лягушка и, закрыв глаза, пытаешься найти своего сыночка в воде по его всплескам и бульканью. Или он - маленькая рыбка, которую мама знакомит с водным миром (разбросайте в воде игрушки, бумажные кораблики, ореховые скорлупки, губку).
Возьмите ребенка за руку и, тихонько продвигаясь по воде, совершайте с ним экскурсию. Вы можете также превратиться в семейку тюленей или пингвинов, когда сначала тебе придется обучить ребенка неглубокому погружению в воду, а потом и дальнейшему постепенному продвижению в воде.

К воде можно приучать, и не находясь в ней, а только стоя на берегу водоема или даже ручья. Обычное пускание корабликов даст пользу, если вы будете играть вместе с малышом, объясняя по ходу дела преимущества тех, кто умеет с водой дружить.
материалы сайта : http://www.mamam-papam.ru/

+3

2

Манипура написал(а):

Распространенный прием для борьбы с детскими страхами - изображение их на бумаге. Дайте ребенку кисточку и краски, но ничего не подсказывай. Пусть малыш нарисует свой страх так, как он ему представляется, а потом порвет рисунок на кусочки, чтобы страх ушел и не вернулся. Упражнение надо повторять время от времени.

Этот прием работает с любой жизненной ситуацией и не только детской!
Мне он очень нравится!

0

3

Saga написал(а):

Этот прием работает с любой жизненной ситуацией и не только детской!

:cool: ППКС!

0

4

СПАСТИСЬ ОТ СТРАХОВ

Страх подкрадывается незаметно.
Сначала он залазит в живот, а потом выбегает мурашками на спину.

Пришла девчушка из детсада и совершенно серьёзно заявила, что им там завтра будут уши отрезать. Ну, все посмеялись... Всю ночь малышка спала беспокойно, всхлипывала, маму звала, а утром - в слёзы: «Боюсь! Не пойду в садик!» И что оказалось? Действительно, нянечка взяла и пригрозила расшумевшейся детворе: «Будете так плохо себя вести - отрежу уши!» Знаете, что девочка сделала, когда её всё- таки в сад отвели? Мама ушла, а она вернулась в раздевалку, взяла шапку и так, в шапке, пошла в группу. И ни за что не хотела её снимать.
Малыши всё принимают за чистую монету и всё принимают на свой счёт.
А родители этих же самых детей, особенно папы, любят хвалиться: «Мой ребёнок ничего не боится» - и провоцируют детей на всяческие «бесстрашия». К сожалению, это означает, что взрослые просто не заметили, какой страх прописался в душе малыша. А значит, не смогут помочь ему освободиться от страха.
Потому что все люди, и взрослые, и дети, чего- нибудь да боятся. И это хорошо, потому что иначе мы не смогли бы выжить. Страх на самом деле - это адаптивная реакция, которая заставляет мозг сосредоточиться на задаче «определить опасность и избежать её». Так что вопрос не в том, как добиться, чтобы ребёнок стал бесстрашным, а в том, как сделать детские страхи не врагами, а друзьями.
«А при чём тут безопасность?» - спросите вы.
А при том, что страх (если он овладел человеком) подтачивает его изнутри. Путает мысли, замедляет реакцию. Перепуганный ребёнок (впрочем, как и перепуганный взрослый), поддавшись панике, не сможет в экстремальной ситуации постоять за себя. Конечно, испугаться способен каждый. Но одни люди могут взять себя в руки, другие- нет. Одни сдаются, другие побеждают. Нам думается, такая реакция формируется в человеке с раннего детства, с того времени, как человек начинает испытывать страхи и учиться их преодолевать.

Детские страхи
Первый страх, который есть уже у младенца, - это страх одиночества. Ведь малыш во всём зависит от взрослых. Если вы заботитесь о нём, вовремя удовлетворяете его главные жизненные потребности, растите в любви и ласке, у младенца сформируется базовое (основное, стопроцентное) доверие к вам, а потом - и ко всему миру, окружающему его. И тогда все последующие страхи, которые, увы, неизбежны, ему будет легче «прожить» и преодолеть. Если у ребёнка есть в чём сомневаться, если его потребности с младенческого возраста часто игнорировались, если родители высмеивали его страхи (вместо того чтобы помочь разобраться и усмирить их), то ему труднее будет обрести веру в себя и в мир вообще. Страхи есть у всех, но у таких детей они приобретают «убойную» силу. У таких детей резко и остро, куда ярче, чем у всех остальных, может проявиться боязнь темноты или замкнутого пространства (как варианты того же страха одиночества), тревожность, невротические реакции.

Пик детских страхов приходится примерно на 4 года. К этому возрасту маленький человек достаточно полно осознаёт свою «самость», осознаёт себя отделённым (отдельным от других) существом. Примерно в это же время или чуть позже, лет в 5- 6, появляется новый страх - страх смерти. Сначала ребёнок начинает переживать за себя (за собственную шкурку), а чуть позже - за близких, за всех, кого он любит и ценит.

Помню, когда мне было пять лет, мама уехала на 2 месяца на курсы повышения квалификации. Уехала - так надолго и далеко, аж в Красноярск, откуда в те годы и позвонить- то было проблематично, Я оставалась с папой, бабушкой, дедушкой - то есть совсем не одна, оставалась с людьми, которые меня обожали, но... как я страдала! И почему- то никому, никому не могла об этом сказать. Разве только своей игрушечной собачке. У меня была малюсенькая мягкая рыжая собачонка, размером с ладошку; её перед отъездом подарила мне мама. Я шила ей одежду, спала с ней и всюду носила с собой, и затерла весь ворс до чёрной корочки, и из собачьей спинки уже высовывались кусочки поролона. А я таскала её и думала примерно так: «Вот умру я, пусть эта собачка стоит на моей могиле» - и совершенно отчётливо представляла, какой будет памятник, какие у него будут бортики, на каком бортике с какой стороны памятника она, эта игрушечная собачка, будет стоять. «Пусть тогда меня мама жалеет», - думала я. Кстати, как ни странно, эти мысли не были особенно обречёнными или обиженными. Они были тоскливыми и печальными какими- то... но убаюкивали меня; вернее, баюкали то отрешённое отчаяние, которое поселилось внутри.

Кстати, это вовсе не значит, что мамам нельзя никуда уезжать. Просто, вероятно, я уже дозрела до того, чтобы попытаться понять (осознать) идею смерти - ив том числе своей собственной. Что не удивительно само по себе. Удивительно было другое. Взрослые не заметили ничего. «Ты была как всегда», - сказал мне папа, когда потом, через сколько- то там лет мы вспомнили те дни и недели. А когда я рассказала про тайный мой страх, он честно задумался. И вспомнил. Как таскала я свою потёртую собачонку, как просила и просила читать волшебные сказки с хорошим концом и требовала, чтоб дверь в мою комнату не закрывалась. «Так вот, оказывается, почему ты так себя вела!» И он читал, и распахивал дверь, и не гасил в моей комнате свет до утра. Он делал всё правильно: потакая, казалось бы, странным капризам, даже не подозревая о моих потаённых мыслях о смерти, он помогал и помог пережить этот страх.
Если ребёнок «проходит» эти неизбежные мысли естественно, не циклясь и глубоко не пугаясь (а такое может быть только при поддержке родных ему взрослых), то ни фобий, ни иных неприятных последствий у него скорее всего не возникнет. Идея смерти и бренности просто войдёт в копилку его опыта и обогатит его внутренний мир, как бы странно это ни звучало. Смерть - неотъемлемая часть процесса жизни, знание о ней придает жизни и всем делам человеческим большую ценность и завершённость. В каком- то смысле страх даже полезен, как и всё, что дано человеку изначально, вопрос в том, как юный человек научится уживаться с ним и как он его преодолевает.
Примерно к школьному возрасту (а иногда и раньше, годам даже к четырём) человек знакомится с «социальными страхами»: теми, что связаны с общением, с умением (и неумением) наладить контакты с другими людьми. Человек - существо общественное, и дети прекрасно это осознают. Страхи: а вдруг одноклассники меня засмеют, а вдруг учительница меня отругает при всех, а вдруг не примут в компанию - могут лишить ребёнка уверенности в себе, сделать легкоуязвимым и беззащитным. А могут и не лишить. Всё зависит опять- таки от того, как он научится преодолевать их. Это время социальной адаптации к миру, и страхи, как ни странно, могут помочь ребёнку. Это - опыт, это - узнавание себя и своих возможностей. Когда ребёнок преодолевает страх, одновременно он учится прекрасной науке побеждать. Он учится, подстраиваясь под коллектив (и под своеобразие некоторых личностей), не ломать себя, не подделываться под мнение большинства (масс), если это большинство не туда заносит, он сохраняет свою индивидуальность, неповторимость.
Собственно, все остальные страхи - всего лишь причудливое переплетение этих «базовых». Все последующие комплексы и фобии - странные боязни и невротические реакции, чувство бессилия и неумение постоять за себя - растут, по сути, из них. Особенно если по каким- то причинам взрослые не помогли ребёнку вовремя справиться с ними, точнее, научиться ими управлять. Преодолевать.
Боязнь темноты и замкнутого пространства - вариации страха «я одинок», «меня бросили...». Когда дети боятся огня, воды, уколов, червяков, собак, крови и т. п., на самом деле они испытывают страх смерти, просто выраженный более конкретно и предметно.
Потому что всё, что (реально или мнимо) угрожает целостности организма, для человека, а тем более юного человека, может ассоциироваться со смертью. Поэтому так опасно запугивать ребёнка: «собачка укусит», «дядя заберёт», «ну и оставайся один, а я пошла». Поэтому надо помочь ему избавиться от «мелких» страхов, чтобы потом они не стали большими.
Особая статья - иррациональные страхи, те, которые родителей больше всего выводят из себя. Ну в самом деле: как из маленького пятнышка вылезет целый дракон? Кто может проникнуть и спрятаться в темноте, если окна и двери закрыты?
Почему тебе видится вампир? Но как раз тут нельзя высмеивать малыша. Бесполезно и вредно убеждать: «это глупо», «не надо бояться». Этим вы добьётесь только того, что ребёнок испугается ещё больше: «даже мама не понимает, не защитит!». Дети иначе воспринимают мир, и то, что для нас кажется невозможным - «какие НЛО в центре Москвы?!», - для ребёнка вполне реально.
И потом, как знать... в мире много непознанного, сегодня наука уже подтверждает то, что казалось невероятным ещё вчера, во что верили, что чувствовали и знали только «особые» люди.
Дети с их непредвзятым взглядом на мир куда больше, чем взрослые, открыты ему. Они замечают то, что мы, вероятно, не замечаем, поскольку не готовы принять.
Известно и многократно подтверждено море случаев, когда дети, именно маленькие дети, на расстоянии чувствовали беды и бедствия (тайфуны и катаклизмы, войны, теракты, несчастье, обрушившееся на близкого человека). А многие современные дети особенно чувствительны к этому. Не надо ругаться и отрицать то, чего вы точно не знаете. Лучше - прислушаться, лучше - поддержать и помочь (хотя бы на всякий случай). Даже если вы закоренелый атеист и Фома неверующий.

Страх как хроническое явление
Привели девочку в садик. Она только шла по алее (было утро, и детей встречали на улице), а воспитательница уже заметила: «У Леры что- то случилось». Та подошла, прислонилась и тихо так говорит: «Маму увезли в больницу. Она совсем умрёт, она сама так говорит». «Что ты выдумываешь, ну что ты выдумываешь! - возмутился подошедший папа и пояснил: - Аппендицит у неё, уже операцию сделали, всё нормально». Целую ночь ребёнок жил с такою ужасной мыслью, и никто не догадался успокоить его и объяснить.

Впрочем, критиковать взрослых мы не будем: иногда очень трудно угадать, что чувствует ребёнок. Спасаясь от самых страшных страхов, дети смеются, шумят, могут тихо сидеть в уголке, а могут играть и прыгать. Они пока плохо отдают отчёт своим чувствам, зачастую сами не понимают: и почему так внутри больно? - и заглушают эту боль, как получится. Когда что- то случается среди близких, ребёнок тоже чувствует, тоже переживает, но - не догадывается спросить. Если такие переживания и страхи случаются часто, если не помогать ребёнку - такая «испуганность» станет хронической. Она может так «загрызть» человека, что у того сместится самооценка и оценка реального мира - в сторону негатива.
Мы не можем оградить детей от того, что они видят вокруг, и от того, что они узнают об этом мире. И от всех страданий оградить не можем. Страдания - такая же часть жизни, как и радость. Но мы можем умерить их. И тогда дети научатся управлять своими страхами.
У каждого из нас свой способ справляться. Подарите ребёнку свой бесценный опыт: как совладать со страхом, как не позволить страху командовать собой.

Найти и обезвредить
О страхах малыша узнать нетрудно: словами, жестами, всем своим поведением он незамедлительно сообщает об этом. А вот дети постарше часто скрывают свои страхи.
Догадаться, что ребёнок боится, можно по косвенным признакам. Дети их даже не стараются скрыть, потому что втайне всегда надеются, что мама- папа помогут. Обратите внимание, если ребёнок:
• рассказывает про какого- то мальчика (девочку), который испугался, и при этом явно ждёт вашей реакции;
• бравирует своей храбростью, много говорит о ней, а сам жмётся поближе ко взрослым;
• часто рассказывает какие- то «страшилки» (про отрубленный палец, про чёрную машину, в которую заманивают детей и увозят);
• спит, укрываясь с головой, плотно закрутившись в одеяло;
• часто видит страшные сны; просыпается в холодном поту;
• упорно добивается чего- то, о чём никогда раньше не просил (умоляет, например, завести очень большую собаку, требует плотно задёргивать шторы);
• отказался от любимой привычки (всегда вечерами гулял на улице, а теперь сидит дома);
• напряжён, вздрагивает, озирается, избегает оставаться один, особенно в сумерки;
• резко изменил поведение (быстро выходит из себя, с трудом успокаивается или, наоборот, из шумного и деятельного вдруг превратился в тихоню).

Почти наверняка в его жизни случилось что- то, чего взрослые не заметили или чему не придали значения. Не обратили внимания, не учли.
Самое главное (и самое сложное), что предстоит сделать, - понять, чего же ребёнок боится на самом деле (то есть отыскать причину, истинную причину страха). Сам ребёнок сделать такое не в состоянии. Он боится, например, казалось бы, сущей мелочи: закрытой двери, а на самом деле, возможно, страшится другого: что никому не нужен, что останется один, что родители оставят его, исчезнут (уйдут, разведутся, умрут, заболеют, отвергнут), потому что он/она плохо себя вёл/вела (или потому что такой трусишка, что учится никуда не годно, и т. п., и т. д.), - и кто же тогда будет о нём заботиться? И как же он тогда вообще будет жить? Мы даже не подозреваем, свидетелем каких неурядиц становятся наши дети и какие выводы (и реальные, и нереальные) они могут сделать.
Для малыша осознание собственного страха - дело очень трудное, тут только вы можете понять и помочь. Старшие дети могут осознавать причину, но не сознаваться в этом даже себе (ведь мы так часто внушаем, что бояться - стыдно!).

Вот вам и ваша родительская задача - помочь ребёнку:
• понять, что бояться не стыдно;
• выяснить (уяснить), что же его так напугало;
• «проработать» и избавиться от этого страха.
• Как приручить страх
• Постарайтесь в первую очередь успокоить себя. Если ребёнок уловит ваше напряжение, ему трудно будет обуздать свой страх.
• Покажите, что воспринимаете его страх всерьёз, что вы понимаете дочку или сына, сочувствуете ей/ему.
• Не шантажируйте ребёнка («ну, успокойся, а то я тоже испугаюсь», «не огорчай меня»).
• Не сравнивайте. Сказать «ай- ай, смотри, даже Леночка не боится, а ты...» - верный способ понизить самооценку ребёнка (кем он будет считать себя, если сравнения вечно не в его пользу?). Появится неуверенность в себе, и он невзлюбит ни в чем не виноватую Леночку.
• Если ребёнок не хочет рассказывать - не расспрашивайте в лоб: «что случилось?», «чего ты боишься?», а неназойливо заведите разговор (например, за вечерним чаем или по дороге в парк) о смелости и страхах. Ваша задача - убедить человека, что бояться - это ещё не значит быть трусом). Ребёнок должен знать, что испытывать страх не стыдно, что все люди время от времени чего- то боятся. И вы в том числе.
• Не стыдите его. «Ты же большой, как не стыдно», - говорит папа, а ребёнку и так стыдно, что он испугался, а теперь добавится новый испуг: «Ой, меня посчитают трусом». Или вы добавите чувство вины, и ребёнок в следующий раз побоится даже признаться в своём страхе, а значит, не научится избавляться от него, станет загонять вглубь (вот откуда фобии и прочие безобразия).
• Расскажите истории из своего детства, как вы сами боялись и как научились спасаться от этого страха (боялись гусениц, а потом узнали, что из них получаются красивые бабочки; снились плохие сны, а вы стали на ночь слушать красивую музыку и читать добрые истории).
• Разговаривайте, вводите в курс. Например, вы поняли, что он боится отправляться в санаторий без вас. Расскажите ребёнку, что - да, сначала там ему будет немного грустно (и с вами было так), зато потом, когда он привыкнет, будет так здорово отдыхать! Или вспомните историю, как вы однажды тоже страшно испугались... Втяните ребёнка в обсуждение. Дошколёнка разговорить легко, младшеклассника посложнее, а подростка, если он не привык откровенничать с вами, очень трудно. Если дочка или сын не торопится поведать вам о своих проблемах - не торопите. Главное, чтобы юный человек поверил и убедился: вы не собираетесь осуждать и критиковать его. Вы готовы ему помочь.

ПРАКТИКУМ
Несколько способов справиться со страхом
Страх часто возникает от неизвестности, когда ребёнок не понимает, что с ним будет, как будет. И легче всего справиться со страхом, пока тот «свеженький» - только что появился. Но самое главное (позвольте напомнить!) - выяснить истинную причину страха!

«Ну подумаешь, укол...» Как подготовить ребёнка к...
• Говорите правду (предупредите, что укол - немного больно, но...).
• Негативные впечатления снимайте сразу, как можно быстрее (похвалите, как хорошо перенёс укол, - и сразу дайте конфету).
• Пусть думает о приятном (это - маленькая неприятность, она пройдёт, а потом мы сходим в парк и там будем бегать, купаться!).
Детские страхи во многом отличаются от взрослых: часто они нелепы и наивны, но это с нашей точки зрения. Если ребёнок боится, значит, основания для этого у него есть. И дело родителя - не закрывать глаза, надеясь, что «само пройдёт», не высмеивать «такие пустяки», а показать и доказать малышу, что «это не страшно», ты - в безопасности! Ребёнок должен твёрдо знать, что у вас он найдёт поддержку и опору в любой ситуации. А если его страх кажется вам иррациональным, научите, как от него спастись.

Алгоритм ваших действий
Скорая помощь
1. Определите источник страха. (Чего боится ребёнок?) Вспомните все последние события, которые могли спровоцировать испуг (эпизод из страшного фильма, ваш визг при виде паука...).
2. Вызовите на откровенный разговор. Дети часто сами не понимают, что с ними происходит. Рассказывая вам о своих неприятностях, они смогут лучше понять себя (и своё состояние).
3. Дайте ребёнку высказаться. Не критикуйте и не говорите «не бойся», «так не бывает». Поверьте: то, что нам кажется глупостью, для богатого детского воображения реально.
4. Если малыш не смог объяснить, почему и чего он боится, можно говорить с ним и за него. Можно даже вместе нарисовать или поиграть, как в театре, в эту страшную историю, приделав к ней хорошую концовку. Успокойте его, убедите- покажите (проверьте вместе), почему «это» не страшно. (Например, если ему кажется, что в шкафу сидит Кощей Бессмертный, вместе облазьте весь шкаф, причём ощупывайте всё содержимое сначала при свете, потом делайте то же, но погасив свет.)
5. Помогите избавиться от вредных эмоций. Если ребёнок напуган, очень важно, чтобы все его отрицательные эмоции выплеснулись наружу. Малыши и девочки могут бурно разрыдаться, а «взрослые» мальчики, стыдясь своих переживаний, могут разозлиться или нагрубить. Не говорите, что «так себя вести нельзя», не сердитесь и не паникуйте, выдержите паузу.

А затем:
• выслушайте молча и участливо (сопереживание - это то, что больше всего надо человеку в трудную минуту);
• найдите, за что похвалить («какой ты молодец, что...»);
• вместе поищите выход.
И дайте понять, что вы всегда на его стороне.

ТЕСТ
Детские страхи
Торопливый ритм жизни коснулся (и доводит) не только взрослых, но и детей. Современные дети гораздо чаще, чем все предыдущие поколения, сталкиваются со злом, жестокостью, бездушием - «благодаря» тем информационным технологиям, что есть в каждом доме. Возникает масса «новеньких» страхов. А у слишком занятых родителей часто не остаётся ни времени, ни сил повнимательнее приглядеться к сыну и/или дочке, понять, что за страх поселился в детской душе и откуда, собственно, он взялся.
Мало того: родители порою сами помогают эти детские страхи формировать. И у некоторых, увы, неплохо получается.
Этот Тест поможет вам понять, не провоцируете ли вы детские страхи. Умеете ли помочь ребёнку преодолеть их. И вообще - правильно ли себя ведёте, когда ребёнок чего- то (или кого- то) боится.

№ 1. Пришли ваши добрые старые друзья. Они видели вашего малыша, когда вы вернулись с ним из роддома; и теперь в восторге: какой большой, уже умеет сам садиться и вставать! Конечно, им хочется поиграть с ребёнком, подержать его на руках, но он затаился у вас на ручках и не желает общаться с ними.
А. Пусть подержат, ведь я- то рядом.
Б. Постараюсь уговорить, показать, какие хорошие эти взрослые люди.
В. Ну что ж, пообщаться можно и с моих рук, вот подрастёт - тогда и поиграют вместе.

№ 2. По телевизору идёт неплохой сериал, и вы, заглядевшись, пропустили «Спокойной ночи...». Теперь малыш требует свою законную передачу, а без неё не желает ложиться спать. Вы ставите успокоительный мультик. Какой?
А. Тот, что попадётся под руку.
Б. «Том и Джерри» - он всегда под рукой.
В. «Приключения кота Леопольда».

№ 3. Вы приехали на море и сразу же, конечно, пошли на пляж. Подошли к воде - и тут выясняется, что малыш испугался волн. Что будете делать?
А. Буду успокаивать и убеждать, что водичка очень хорошая, что большие мальчики/девочки не плачут.
Б. Заманю в воду, попрыгает на волнах ■- привыкнет.
В. На берегу, у самой воды, будем рыть песок и делать своё море.

№ 4. Два ребёнка - ваш и вашей подруги - удрали из детского городка. Вы выловили их и привели обратно. Подруга строго сказала своему ребёнку: «Будешь убегать без спроса - отдам тебя во- он тому дяденьке- милиционеру». Ваш малыш услышал - и притих, и вопросительно смотрит на вас. Что сделаете вы?
А. Кивну головой: послушай, мол, полезно...
Б. Спрошу: «А что же мне делать с тобой, как ты думаешь?»
В. Скажу ему так: «Отдать не отдам, а накажу - обязательно».

№5. Бабушка с дедушкой принесли малышу новую игрушку - забавного заводного клоуна, поставили рядом (малыш заинтересовался), но стоило клоуну замахать руками и «заговорить» - ребёнок громко заплакал. Что вы сделаете с игрушкой?
А. Постараюсь успокоить и объяснить, какую хорошую игрушку подарили бабушка и дедушка, предложу поиграть с добрым клоуном.
Б. Извинюсь перед дедушкой и бабушкой и - пока уберу игрушку с глаз долой, куда подальше; подождём, пока дорастёт до неё.
В. Поставлю игрушку на самую дальнюю полочку, пусть привыкнет, приглядится, а при удобном случае в спокойной обстановке постараюсь «познакомить» их.

№ 6. Ребёнок боится открывать дверцу шкафа, твердит, что «там кто- то есть, большой и лохматый...».
А. Объясню, что большой и лохматый в шкафу не поместится.
Б. Вместе с ребёнком исследуем этот шкаф и все другие шкафчики. Откроем, ощупаем, осмотрим. Но ночник всё- таки выключать не буду.
В. Поиграем в игру «Кто там прячется в шкафу?». Попрячемся по очереди и посмеёмся.

№ 7. Вы приглашены в гости - без ребёнка - и вам пора уходить, а он просит взять его/её с собой, буквально вцепился и никак не отпускает. Что лучше сделать, чтобы уйти без истерик?
А. Сдать няне, отвлечь и потихоньку сбежать.
Б. Убеждать, что скоро- скоро вернёмся с подарком, - и убедить! В. Объяснить, что сегодня пойдём без него (взрослые иногда имеют на это право), зато в воскресенье целый день будем вместе («а пока придумай, чем займёмся, чего тебе хочется, куда вместе пойдём»).

№ 8. Ваш ребёнок, вернувшись домой из детского сада, рассказывает страшилку о том, как по городу ходит какая- то чёрная женщина и угощает малышей конфетами, а кто возьмёт - тот пропадает. Как вы отреагируете?
А. Поговорю с воспитательницей и выясню, кто и почему в группе запугивает детей.
Б. Объясню, что это выдумка, в которую не стоит верить, а тем более рассказывать другим.
В. Воспользуюсь моментом, поговорю о правилах безопасности; и объясню ребёнку, что ни конфеты, ни даже фантики брать у посторонних людей нельзя, даже если очень захочется.

№ 9. Ваш ребёнок нарисовал ужасное Чудо- Юдо и сам же его испугался. Что сделаете вы, чтобы его успокоить?
А. Отвлеку и незаметно спрячу эту картинку.
Б. Скажу: какое плохое чудовище, давай- ка порвём его!
В. Сяду рядом, и мы вместе пририсуем чудовищу смешные уши и забавно раскрасим его.

№ 10. Вы узнали, что ваш ребёнок ушёл на соседнюю стройку (хотя вы и предупреждали, чтоб ни в коем случае туда не ходил). Что скажете, когда найдёте и выясните, что он цел и невредим?
А. «Как тебе не стыдно!»
Б. «Сколько можно тебе говорить».
В. «Десерт отменяется. А ты сядь и подумай, за что я на тебя сердита».

№ 11. Дочка вашей подруги научилась читать в 4 года, сын соседки - победитель двух олимпиад, дети Петровых - идеал воспитанности, а у вас ребёнок как ребёнок. Часто ли вы ставите подобных детей в пример своему отпрыску? Вы говорите ему/ей об этом?
А. Да, должен же он знать, на кого равняться, ведь положительный пример стимулирует.
Б. Мысленно - часто, вслух - иногда, когда совсем допечёт.
В. Очень редко. До всех не дотянешься, а потом, у него/ у неё тоже есть кое- что, в чём он/она лучше и способнее других.

№ 12. Пока ваш ребёнок отдыхал за городом у бабушки, пропал его любимец - волнистый попугайчик. Вы знаете, что ребёнок будет очень переживать. Что лучше сделать?
А. Купить другого попугая, очень похожего: вдруг не заметит.
Б. Он хотел иметь черепашку; пожалуй, срочно куплю.
В. Скажу, постараюсь утешить и вместе пойдём выбирать нового попугайчика.

№ 13. Вы повздорили со своей старшей сестрой: вечно она лезет с советами. Та хлопнула дверью и ушла. Малыш был случайным свидетелем вашей ссоры и теперь постоянно спрашивает, почему не приходит его любимая тётя. Вы:
А. Переводите разговор на другую тему, так как это не его ума дело.
Б. Говорите, что не приходит, потому что не любит вас.
В. Говорите, что вы поссорились, но его, малыша, она по- прежнему любит.
№ 14. В детстве вы очень боялись пауков и лягушек. Да и сейчас от них не в восторге. А теперь выяснилось, что ваш собственный ребёнок боится, причём того же. Вы обсуждаете эту тему?
А. Очень редко; я очень стараюсь скрыть свой страх.
Б. Да, частенько. И обходим такие места, где они обитают, сторонкой.
В. Да, и придумываем вместе, как научиться их не бояться (и кажется, у нас уже получается).

№ 15. Вы заметили, что ребёнок ведёт себя по утрам как- то задумчиво- странно. После долгих разговоров и наводящих вопросов выяснилось, что на рассвете он просыпается от чьего- то пронзительного плача. И тогда ему становится очень страшно...
А. Скажу то, что есть на самом деле: это кошачий концерт, нашёл чего бояться!
Б. Скажу и постараюсь показать этих певучих котов, которые устраивают концерты.
В. Когда коты запоют, осторожно разбужу и мы вместе посмотрим и послушаем кошачий концерт, поговорим о причудах природы, инстинкте... и о любви.

Результаты

Большинство ответов А
. Похоже, что вы сами способствуете формированию некоторых детских страхов. Вы не обращаете внимания на возрастные особенности детей (например, на то, что дети видят мир образно и ярко и логические объяснения на них почти не действуют) и потому боретесь с детскими страхами взрослыми способами, вольно или невольно давая критическую оценку поведению ребёнка - «чего же ты испугался, как маленький». Это понижает детскую самооценку, и, как следствие этого, у ребёнка может запросто возникнуть очередной страх или комплекс.
Бороться надо не с ситуацией (закрыть, например, штору, чтоб не видно было, что там, за окном), а с причиной страха. А если уж развенчивать страх, то наглядно, чтоб ребёнок убедился сам: это - не страшно. Неплохо бы вам попробовать посмотреть на мир (и происходящее в нём) глазами собственного ребёнка, повнимательнее и поспокойнее выслушивать его беды, опасения, страхи - и утешать, и помогать выбираться из них. Подумайте, а всегда ли ребёнок приходит к вам с полной уверенностью: вы непременно поможете? Просто верьте малышу, прислушивайтесь к нему. Вспомните, разве вы сами не боялись чего- то, когда были ребёнком? Что больше всего вам было необходимо в такие минуты? Чтобы страх ушёл - его надо пережить, а потом дать ребенку возможность убедиться, что он в безопасности. И тогда из шкафа не будут ползти всё новые чудища. Наоборот, там поселятся добрые гномики- сонники, которые приносят с собой новые добрые сказки.

Большинство ответов Б. В пылу семейной жизни вам удаётся не забывать, что психика детей отличается от психики взрослых, и это очень ценно. Именно это помогает вам отвлечь ребёнка, когда ему страшно, и переключить его внимание. Но почему- то вам иногда трудно поверить в искренность собственного ребёнка. То, что кажется вам ложью, на самом деле - обычные детские фантазии, в которых вольно перемешаны правда и вымысел. Вымысел, в который он верит сам! А раз верит, значит, для него он реален. Попробуйте почувствовать состояние малыша, вспомните себя в детстве, свои страхи и переживания - и вам станет легче понять ребёнка.
Вы умеете успокоить, убедить, что всё в порядке, что мир стабилен, а мама всегда рядом. И это прекрасно. Но для дальнейшей жизни будет ещё лучше, если вы не просто успокоите и настроите на оптимистический лад, но и вооружите приёмами: как можно преодолеть страх. Постарайтесь чаще строить ситуацию так, чтобы ребёнок сам убедился: это не страшно, потому что... и что надо сделать, чтобы... Уметь думать и находить выход самому - это лучшая страховка и от опасностей, и от страхов.

Большинство ответов В. Вы умеете замечать признаки страха и вовремя приходите на помощь. Причём делаете это тактично, не понижая самооценку ребёнка, не внося смятение в волшебный детский мир. И очень хорошо, что основной упор вы делаете не на слова, а на поступки, действия. Такая наглядность очень помогает юному человеку разобраться с его страхами. Вы умеете создать атмосферу, в которой ребёнок чувствует себя уверенно и спокойно. И, что не менее важно, вы знаете прекрасное оружие против страха - игра и радостный смех.
Вы не просто успокаиваете, вы делаете всё, чтобы ребенок вышел победителем из любой «страшной» ситуации. И это - лучшее лекарство от страхов и залог успешной взрослой жизни. Потому что на самом деле силу можно черпать... в страхах. Побежденные, они становятся помощниками и союзниками вашего малыша. Потому что он приобретает бесценный опыт преодоления и побед.

Это отрывок из книги Заряны и Нины Некрасовых "Безопасность от рождения до школы"
Полную версию книги можно скачать тут http://www.e-puzzle.ru/view.php?w=n

Там же есть и другие книги этих авторов.

+3

5

Артемка постоянно чего-то боится, где-то в 2.5 он боялся лопнуть, ближе к 3 годам боялся кариеса. СЕйчас боится что, что-то ему завалится в ухо или нос, или проглотит. Уже объясняли много раз что само никуда не провалится, но это не помогает.
Если я пишу боится, это знгачит жутко боится, плачет. Даже если днем кое как успокаиваем, то потом по ночам плачет. Иногда до истерик жутких доходит, из которых выводим только холодным душем. Наверное во сне эти страхи вырастают в 10 раз.

0

6

Жека, у вас иррациональные страхи. А все это частные составляющие страха смерти. Почитайте подробнее на эту тему.

0

7

Может, повторюсь, но повторенье - мать...!

Страхи ребенка. Как помочь ребенку справиться со страхами?

На каждом этапе возрастного развития, у ребенка возникают определенные страхи. Однако, не стоит пугаться, и относить это явление к чему-то противоестественному. Детские возрастные страхи – это вполне закономерно, и у Вас, как у родителей, есть возможность максимально облегчить детские переживания, связанные с боязнью чего-то или кого-то. Чего же боятся дети? Для каждого возрастного периода характерны закономерные страхи.

     Ребенок начинает испытывать переживания, связанные со страхом уже на первом году жизни. Конечно, переживания маленького человека отличаются от страхов взрослых. В детстве страхи малыша основываются на инстинкте самосохранения и выживания. Ведь главная цель только что родившегося живого существа – выжить и адаптироваться к новой среде. Поэтому, у малыша развиваются страхи быть разлученным с матерью, боязнь посторонних людей, и страх перед неизвестной для него средой.

     Чуть позже, начиная от 1 до 3 лет, ко всему прочему формируется страх остаться одному. Очень часто в этом возрасте, ребенок боится остаться без мамы, просит, чтобы она не уходила, начинает плакать и вредничать. Еще более выражен в этом возрасте страх темноты. Этот страх может доходить до ночных кошмаров, и полного нежелания спать без света.

     В 3-5 лет к страху оставаться одному в темном помещении прибавляется страх сказочных персонажей. Часто после мультика страшные сказочные персонажи могут ассоциироваться с людьми, и на этом фоне развиваются сильные переживания. В этом возрасте ребенок боится одиночества, быть брошенным, отвергнутым.

     В 5-7 лет ночные страхи несколько притупляются, и уступают место страхам, связанным со стихиями и всевозможными животными. Например, актуальным может стать страх пожара, наводнения, землятресения, или нападения животного. В этом возрасте ребенок боится болезней и смерти как таковой, особенно родителей. В его воображении могут возникать страшные картины. Ему страшно представить, что будет, если мамы и папы не будет рядом. Кроме этого, ребенок может бояться родительского наказания, и сильно переживать по этому поводу.

     С момента поступления ребенка в школу, место природных страхов постепенно начинают занимать социальные переживания. Так, примерно с 7-11 лет, у детей формируется страх оценки. Им тяжело привыкнуть к тому, что школа – это постоянная ситуация оценивания, что им нужно постоянно оправдывать чьи-то ожидания. Ребенок боится сделать ошибку, оказаться не тем, кем нужно. На этом фоне может формироваться "школьная фобия", когда ребенок просто не хочет идти в школу.

     Начиная с 10 – и до 16 лет, дети взрослеют. И все то, что им казалось страшным до сих пор отходит на задний план. Перед ними встают новые дела, проблемы. В этом возрасте их занимают проблемы, связанные с межличностыми отношениями. Дети боятся не "влиться" в группу сверстников, боятся оказаться ненужными, боятся публичных наказаний. Особенно это выражено в подростковом возрасте. В этом возрасте детей терзают сомнения, и опасения, они боятся "быть не собой", боятся изменения собственной внешности, одиночества.

     Чтобы помочь собственному ребенку адаптироваться к каждому периоду его жизни, и снизить у него риск развития страхов и общей тревожности, необходимо следовать несложным советам:

     - В период беременности следите за собой. Не выясняйте отношений, правильно питайтесь, делайте упражнения и не позволяйте себе нервничать. Это пойдет на пользу как вам самим, так и еще не родившемуся малышу.
     - С самого раннего детства следите за тем, чтобы ребенок всесторонне развивася: играл, что-то мастерил, шил, конструировал и прочее. Не давайте вашему ребенку поводов для страхов, пусть он всегда будет при деле!
     - Не сравнивайте ребенка с кем-то более успешным, и наоборот, не принижайте его достижения. Подмечайте его старания, и обязательно поощряйте их, однако, не балуйте.
     - Ни в коем случае не пугайте ребенка природными катастрофами, чудовищами, врачами, волками. Казалось бы, такая мелочь, а у ребенка может вызвать просто панические реакции, и дать повод развитию тревожности. Поэтому, любое событие лучше освещать с двух сторон. Пусть ваш ребенок сам сделает вывод, хорошо это или плохо.
     - Любите вашего ребенка, не укоряйте его, и не забывайте о телесном контакте. Ребенок должен чувствовать себя равноправным членом семьи. Пусть у него будут свои дела, за которые должен отвечать только он.
     - Создайте в семье гармоничную атмосферу, которая способствовала бы достижениям ребенка. Стимулируйте его самого принимать решения, и отвечать за себя. Пусть ваш ребенок почувствует достойную оценку своим поступкам.

     Автор: Денис Сетин
Источник

0

8

Да да я помню Даша маленькая просыпалась по ночам и звала меня, а потом спрашивала так шопотом
-Мам, ты никогда не умрешь?
-нет
А бабушка никогда не умрет?
-нет
- и вы будете жить всегда всегда?
-всегда всегда...
и только после этого она опять спокойно засыпала :yep:

0

9

КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ!!!

0

10

Упражнение «Сказка о страхе»

Цель: коррекция страхов.

Приготовить бумагу и карандаши. Психолог (или мама) рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх. Какой он?

Дети рисуют Страх и показывают его друг другу.

+1

11

О, очень много информации в теме У нас появились ночные страхи...

+1

12

Очень хорошо еще поможет в работе сос трахами СКАЗКОТЕРАПИЯ

+1

13

, в этом выпуске мы расскажем вам о возрастных особенностях такого чувства, как страх.

Действительно, все дети в разные периоды своего развития переживают так называемые «возрастные» страхи. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.

У большинства новорожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках. Младенец при этом проявляет общее беспокойство, напрягается, вскидывает ручки. Однако такая реакция быстро угасает. Беспокойство (тревогу) во второй  половине первого  года жизни  S.  Freud  (1926)  связал с опасностью отделения от матери как источника опоры. Страх  ребенка  8 мес.  в  ответ  на  появление  незнакомых  лиц расценивается одновременно и как знак отсутствия матери. Подобная форма беспокойства максимально выражена до 2-х с половиной лет у девочек и до 3-х лет у мальчиков. Как никто из других членов семьи,   мать  способна  и   успокоить  ребенка  нежным,  ласковым  голосом, поглаживанием,  укачиванием.  После  6 мес. ребенок  не  пугается  сразу при неожиданном воздействии  извне,  громком звуке и  не плачет,  как  раньше, а смотрит  на выражение  лица матери, как бы проверяя  ее  реакцию.  Если  она улыбается,  давая понять,  что ничего не  случилось, все хорошо, то  ребенок быстро  успокаивается. Если мать вместо  этого  сама испугана,  то  подобная реакция распространяется  и на  ребенка,  усиливая его чувство беспокойства. Таким  образом,  реакция  матери  является  первичным  откликом  ребенка  на опасность.

В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми людьми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Он указывает на появление психологической категории «свой» - «чужой», в более широком смысле этот страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий этот страх проходит к середине второго года жизни.

Эмоционально-заостренное  неприятие  отличных  от  матери  и пугающих ребенка взрослых трансформируется в последующем в угрожающие образы жестоких,  бездушных и  коварных  сказочных  чудовищ вроде Бабы  Яги, Кощея, Бармалея и т. д. Все они способны отнять жизнь, нанести невосполнимый ущерб, увечье,  что составляет  резкий контраст  с  матерью,  дающей жизнь, любовь, понимание и поддержку.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу. Это особенно важно при общей ослабленности ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

В 2 года страх одиночества начинает быстрее проходить у мальчиков, в то время   как   у  девочек   он  сохраняется  на   прежнем   уровне.  Наиболее распространенным  страхом  в  данном возрасте  является страх  наказания  со стороны родителей  (61% - у  мальчиков  и  43% - у  девочек). Он обусловлен возросшей  активностью детей  и  запретами  со  стороны взрослых. Если страх темноты  остается относительно слабо выраженным в 2 года (как и в 1 год), то страх  поездов,  самолетов  (движущегося  транспорта)   возрастает,  отражая  основанные   на  инстинкте  самосохранения  и  внушенные  родителями  страхи повреждения,  неожиданного воздействия  и боли.  Получает  развитие и  страх животных,  прежде  всего у  девочек - 43%,  у мальчиков -  22%. Максимальным угрожающим  значением в  этом возрасте обладает  сказочный образ Волка после ознакомления  со  сказками  ("Красная  Шапочка"),  просмотра мультфильмов  и историй,  рассказываемых  в  семье.   В  образе  Волка   находят  воплощение разнообразные страхи двухлетних детей:  внезапного и  трудно  предсказуемого воздействия (нападения), боли (укуса острыми зубами).

Итак,  типичными возрастными страхами у детей обоего пола 1-3 лет жизни будут:   в  1   год  -  страхи  одиночества,   незнакомых  взрослых,  врачей (медицинских  работников),  уколов  и неожиданных резких звуков  (шума) в 2 года - страхи наказания, животных и уколов.

Младший дошкольный возраст.

У мальчиков в младшем дошкольном возрасте  выделен фактор страхов с наибольшим удельным весом (111%), в котором максимальной факторной нагрузкой обладают   страхи  одиночества  (0,74)   и  нападения   (0,66).  У   девочек соответственно  -  0,78 и 0,74,  но  у  них фактор, в  который  включены эти страхи, имеет меньший вес  (22%). В данный фактор входит с несколько меньшей нагрузкой, как  у мальчиков, так  и у девочек, страх  сказочных  персонажей.

Следует  сказать  и  о  выделенной нами типичной  для данного  возраста триаде  страхов: одиночества,  темноты  и замкнутого  пространства. В  таком случае ребенок  не  остается один при  засыпании,  постоянно зовет  мать,  в комнате  должен  гореть   свет  (ночник)  и  необходимо,  чтобы  дверь  была полуоткрыта. Беспокойство может  проявиться и в  связи  с ожиданием страшных (кошмарных) снов. Здесь многое зависит от  умения  родителей не создавать из этих  возрастных  страхов лишней  проблемы, вовремя успокоить  детей,  нежно поговорить  с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований.

Старший  дошкольный   возраст.  

Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх  смерти. В старшем дошкольном возрасте нередко возникают вопросы вроде: "сколько лет жил  твой папа,  мама?",  "зачем люди живут?",  "откуда все  взялось?" и заклинания: "не хочу быть старушкой, а хочу быть все время девочкой" и т. д..  Подобные  фразы  говорят о  развитии  абстрактного  мышления, способности  к обобщениям,   предвосхищению   событий,   понимании   категорий   времени  и пространства. Возникновение  страха смерти означает осознание  необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то  этапе знаменует  собой  смерть, неизбежность  которой  вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть.

В младшем школьном возрасте  и  в  начале   подросткового   на  фоне   повышенной  внушаемости, достигающей максимума в 10  лет,  появляются страхи  покойников,  Вурдалака, Вия,  Дракона, Всадника без головы, космических  пришельцев, роботов и т. д. Большей  частью  подобные персонажи аффективно  воздействуют  на воображение детей перед сном  и во  время его  после чтения книг, просмотра кинофильмов, рассказов сверстников.  Таким образом, время перед засыпанием, темнота и сон образуют  своего  рода  замкнутое психологическое пространство, населенное у эмоционально чувствительных и впечатлительных  детей  пугающими образами  из противостоящего жизни мира.

Младший  школьный  возраст.

Дальнейший  рост  самосознания   в  данном возрасте  связан  прежде  всего  с   новой  социальной  позицией  школьника. Переживание   своего   соответствия  групповым  (коллективным)   стандартам, правилам,  нормам поведения  сопровождается  выраженным  чувством  вины  при мнимых или  реальных отклонениях, что, впрочем, уже становится заметным  и в старшем  дошкольном   возрасте.  Поэтому,   несмотря   на  общее  уменьшение количества  страхов,  одним  из ведущих  страхов  в рассматриваемом возрасте будет страх  опоздания в  школу.

Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляется  и в нарастании страха смерти родителей (у  98%  мальчиков и 97% девочек  в  9  лет). Соответственно  "эгоцентрический"  страх  смерти  себя, продолжая еще быть относительно  выраженным у мальчиков, заметно уменьшается у  девочек. Связанные со  страхом смерти  страхи  нападения, пожара  и войны выражены так же интенсивно, как и в старшем дошкольном возрасте.

Специфика  страхов  у младших  школьников обусловлена и  развитием  так называемого  магического настроя  -  веры (и  вытекающей из  нее  боязни)  в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это - страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств, т.  е.  всего того, что  потом  получает развитие в  страхах перед  судьбой, роком,  таинственными  явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и  т. д.  Подобные страхи, опасения,  предчувствия являются  отражением зарождающейся  тревожности,  мнительности,  как  и  типичной  для   младшего школьного возраста внушаемости.

Подростковый возраст.

Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей практически у всех мальчиков к 15-летнему возрасту  и всех девочек к 12-му  году жизни и страх войны (90% - в 13 лет у мальчиков и 91% - в 12 лет у девочек).

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам  вообще.  Тем не менее среднее число всех страхов как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.

"Природные" страхи максимально выражены в  10 лет  у  мальчиков  и  девочек (у мальчиков  также в 11  лет).  Межличностные страхи, наоборот, достигают своего максимума в 15 лет у мальчиков и девочек.

"Природные" страхи: страхи заболеть, смерти себя и родителей,  сказочных  персонажей,   перед  засыпанием,  темноты,  животных, движущегося   транспорта,   стихии,   высоты,  глубины,   воды,   замкнутого пространства, огня, пожара, крови,  уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д. Межличностные страхи - это страхи  одиночества, некоторых людей,  наказания,  войны,  сделать что-либо  не  так,  не  то,  не  успеть, опоздать,  не  справиться с  порученным  делом,  не совладать  с  чувствами, потерять контроль, быть не собой, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых и т. д.

Мы  видим  своеобразный  перекрест рассматриваемых  страхов  в  подростковом возрасте, уменьшение "природных" - инстинктивных в своей основе и увеличение "социальных"  -  межличностно  обусловленных.  По сравнению  с  мальчиками у девочек большее число не только  "природных" страхов,  о чем уже  говорилось раньше,  но и  "социальных". Это не  только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность по сравнению с мальчиками, поскольку  в "социальных"  страхах преобладает тревожный регистр личностного реагирования.

Страхов относительно меньше и они  быстрее сходят на нет, если в  семье доминирует   отец,  родители   не   ведут   "войну"   с  упрямством,  т.  е. самостоятельностью детей, развивают, а  не подавляют или  заглушают тревогой их формирующееся "я", если сами  родители  уверены в себе и  способны помочь ребенку в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Успехов вам!

С уважением, Нигагосова Валентина, детский педагог-психолог

сотрудник Психологического Центра на Пятницкой.

kuvwinka@list.ru

wwwpcnp.ru

+1

14

Вика, спасибо, лично для меня - очень вовремя и очень актуально.

Отредактировано vikusik (2010-01-04 15:44:37)

0

15

vikusik написал(а):

Вика. спасибо, лично для меня - очень вовремя!  Я правда, все не читала, прочла пока только  "от рождения до трех лет".  Еще раз спаибо, для меня это очень актуально.

Пожалуйста!  http://maminsite.ru/forum/images/smilies/66212-3.gif  http://maminsite.ru/forum/images/smilies/h1114.gif

0

16

Как избавить ребенка от страхов

Здравствуйте, мои дорогие !

Спешу поделиться действенным методом избавления наших детей от страхов ( да и себя попутно освободить желательно:)) Тогда почувствуете колоссальное облегчение , радость и появившуюся надежду .

Каждая мама рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда малыш начинает бояться быть один, боится спать с выключенным светом, что-то делать или наоборот, не делать. Ситуаций для воплощений детских страхов масса.  И перечислять их нет смысла.

Давайте лучше посмотрим на возникающие ситуации , как на приобретение опыта.

И от нас, родителей, зависит, как этот опыт сделать положительным:) Хотя страхи как раз и хотят того, чтобы мы испугались, как и наши малыши.

Но мы-то с вами, дорогие мои, учимся брать ответственность за все происходящее в жизни на самих себя и впоследствии научим этому своих детей.

Только так наша жизнь станет управляемой нами, а не кем-то другим.

Страх, чувство вины и злоба – эти три разрушительных чувства лежат в основе большинства ( может, даже всех) заболеваний .

То, что заболевания появляются от негативных мыслей, которые мы транслируем во Вселенную, думаю уже многие знают и  следят за чистотой своих мыслей 

Откуда у малышей появляются страхи?

Страх – это абсолютно  естественная эмоция. Энергетически очень сильная эмоция, которая способна влиять на нашу жизнь. Он выполняет роль защитной функции , которая включается в момент
опасности.

Мы, родители, думаем, что  не все, воспринимаемое ребенком , как страх, на самом деле является страшным или опасным. Но для ребенка ВСЕ РЕАЛЬНО!!!

СТРАХИ РЕБЕНКА РЕАЛЬНЫ!

Не стоит недооценивать их, а тем более насмехаться над ними.

Для каждого возраста характерны свои страхи.

Детей до года пугают громкие звуки или долгое отсутствие матери.

Ребенок в возрасте от двух до трех лет боится наказаний, боли и врачей, с которыми у него  ассоциируется понятие боли, а еще – одиночества и темноты.

После трех лет, когда плодотворно развивается воображение ребенка, появляются страхи,
рожденные фантазиями или навеянные прочитанными произведениями.

Чем старше становится ребенок, тем более осознанными становятся и страхи, и в шесть-семь лет ребенок начинается бояться смерти и всего того, что может привести к смерти – грома, грозы, высоты.
Посмотрите на детские страхи , как на способ развить качества, которые пригодятся ему в будущем.

Страх выполняет свою полезную функцию самозащиты. Правда, до тех пор, пока не становится паническим, и не парализует сознание, нанося удар по психике ребенка.

Позаботьтесь о том, чтобы малыш почувствовал в вас помощника, союзника, чтобы не боялся  вам раскрыться и рассказать о них. Проговоренный страх – это уже полпути к бесстрашию.
Ужасно для ребенка , конечно, испытывать страх, но ужаснее самого страха – осуждение родителей, от которых ты ждешь любви и помощи.

Говорите  ребенку, что вы понимаете его страх, что в детстве с вами было то же самое. Расскажите о своих страхах и о том, как вы с ним УСПЕШНО СПРАВИЛИСЬ!

Тем самым даете ему мощный заряд энергии в борьбе с этим страхом. Если же вы сердитесь и выражаете непонимание, то вы наоборот - сразу отбираете у ребенка столько сил, что только усугубляете его страх.

У психически здорового ребенка существует 2 основных вида страха:
Навязчивый страх – тот, который появился в результате конкретной ситуации, что произошла с ребенком, а потом уже постоянно провоцировался при возникновении подобных обстоятельств.
Надуманный страх ( самый распространенный) – тот, который не связан ни с какой конкретной ситуацией в жизни ребенка, а вызван некой <идеей фикс>: он что-то где-то услышал, надумал себе, нафантазировал.

СТРАХ ТЕМНОТЫ – ЭТО НАДУМАННЫЙ СТРАХ.

Он создается бурным детским воображением, которое способно населить темноту страшными и
ужасными существами.
А вот, например, боязнь воды может быть как навязчивым страхом, если ребенок когда-то тонул, так и надуманным страхом, если тонуть ему никогда не приходилось.

Не знаю, задумывались ли вы, но родители ( чаще бабушки-дедушки)  очень часто становятся самыми главными виновниками возникновения у детей страхов, как навязчивых, так и надуманных.

Вам, наверняка, не раз приходилось наблюдать картину, как реагируют  взрослые, когда их ребенок падает.

Попробуйте оставаться спокойной и сказать: “Ничего страшного, зайка, вставай, с кем не бывает. А куда ты так торопился?”

Обычно мы говорим:”Бедный мой ! Ты ударился? Тебе больно? Не бегай так больше!”

Нетрудно догадаться, что в первом случае мама сделала все, чтобы не вызвать у ребенка страха и отвлечь его от самого факта падения, а во втором – именно благодаря маме в сознании
ребенка был закреплен образ <бежала-упала> и создан навязчивый страх.

Чем мы можем помочь малышам уберечься от страхов?

Если это страх темноты , просто соблюдайте несколько правил:

- укладывать ребенка спать не позже девяти вечера;
- обеспечить ему достаточную двигательную нагрузку в течение дня;

- за час перед сном не допускать энергичных активных игр, просмотра
насыщенных приключениями мультфильмов
- не оставляйте  ребенка пред сном одного в комнате, а наоборот – обязательно побудьте  с ним рядом, пока он не заснет
- почитать на ночь добрую сказку, спеть колыбельную.
Держать страх в себе и концентрироваться на нем – опасно.

Сейчас я расскажу, каким образом  мы избавляемся от страха.

Для начала можно просто поговорить с ребенком. Но не спрашивайте <в лоб>: <Чего ты боишься?> и не пытайтесь тут же убедить ребенка в беспочвенности его страха.

Да, мы разговариваем, придумываем сказку, где мой малыш – главный герой и он обладает всеми необходимыми ему  качествами.

В финале он  обязательно должен стать сильным, смелым и победить страх. И тогда вы

не только выясните, в чем причина страха вашего ребенка, а и смоделируете ситуацию счастливого избавления от него.

Но вчера мы открыли новый для нас способ – РИСОВАНИЕ СТРАХА и ЕГО УКРОЩЕНИЕ 
В рисунках тоже обязательно проявится страх. Рисование более действенный способ выявления страха, чем словесные истории. К тому же, картинку со страхами можно сжечь, опять-таки моделируя этим победу над страхом. Мы не сожгли, а растворили страх в улыбке.

Вот такой получился страх, который тут же трансформировался в добрую корову 

Причем акцент был на том, чем добрая корова отличается от злой ( улыбкой:))

И теперь эта корова охраняет моего ребенка от всех страхов и чудищ. Правда-правда, мы с ним верим в это 

Вот еще одна  история, когда мама в очередной раз пыталась объяснить дочке, почему в темноте не страшно. Все приведенные аргументы были уже, казалось бы, достаточно убедительны, и мама ожидала, что дочь сейчас скажет: <Да, ты права, темноты не стоит бояться>. Каково же было ее удивление, когда, выслушав ее, дочь вполне серьезно сказала: <Я не боюсь твоей темноты, я
боюсь своей темноты>.
В этой фразе есть поразительная детская мудрость, которую игнорируют взрослые. Ребенку нужно перестать бояться именно своей темноты. Своей!
Возникшей вне законов логики и здравого смыла взрослых. Поэтому и исчезнуть она может таким же необъяснимо нелогичным своим путем. И чаще всего путь избавления от детских страхов находится в игре.

Вот еще одна прочитанная мною в просторах интернета история, которая потрясла меня и простотой, и гениальностью одновременно.
Маленькая девочка стоит перед движущимся эскалатором в метро, боясь ступить на него, а мама очень убедительно говорит ей: <Идем, не бойся! Смотри все идут! Давай, становись за мной!>

Мама пытается стать на эскалатор вместе с дочкой, но девочка вырывается с криками: <Нет, мамочка, не могу, боюсь-боюсь!> Мать уже сильно нервничает: <Мне стыдно за тебя! Я не понимаю, что здесь страшного?>, а девочка в отчаянии рыдает: <Стра-а-ашно!> И тут к ним подошёл пожилой мужчина. Он наклонился к девочке и заговорщицки шепнул ей: <Ты знаешь, что это такое? Это лесенка для маленьких крольчат. Ночью, когда здесь нет людей, крольчата прыгают по ступенькам. Это их любимая игра. А днем они пугаются людей и прячутся в тоннеле. И тогда люди могут
покататься на их лесенке. Если, конечно, захотят. Ты хочешь покататься?>
Девочка улыбнулась сквозь слезы и неожиданно кивнула: <Хочу!> Она доверчиво взялась за протянутую мужчиной руку, и они вместе поехали вниз по эскалатору. За ними следом поехала потрясенная такой удивительной развязкой мама девочки.
Чудо? Наверное. Но произошло оно в жизни. И волшебником был обычный человек.
Не забывайте вовремя протянуть своему ребенку руку помощи и сказать: <Не бойся, я с тобой!> Тем самым вы ему поможете становиться бесстрашным. Ведь бесстрашный человек – это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет побеждать свои страхи.

http://www.lenalarko.ru/kak-izbavit-reb … raxov.html

+2

17

Вика-5 написал(а):

Не забывайте вовремя протянуть своему ребенку руку помощи и сказать: <Не бойся, я с тобой!> Тем самым вы ему поможете становиться бесстрашным. Ведь бесстрашный человек – это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет побеждать свои страхи.

Вика, спасибо за статью!  :cool: 

Вот момент очень понравился:

Вика-5 написал(а):

Маленькая девочка стоит перед движущимся эскалатором в метро, боясь ступить на него, а мама очень убедительно говорит ей: <Идем, не бойся! Смотри все идут! Давай, становись за мной!>

Мама пытается стать на эскалатор вместе с дочкой, но девочка вырывается с криками: <Нет, мамочка, не могу, боюсь-боюсь!> Мать уже сильно нервничает: <Мне стыдно за тебя! Я не понимаю, что здесь страшного?>, а девочка в отчаянии рыдает: <Стра-а-ашно!> И тут к ним подошёл пожилой мужчина. Он наклонился к девочке и заговорщицки шепнул ей: <Ты знаешь, что это такое? Это лесенка для маленьких крольчат. Ночью, когда здесь нет людей, крольчата прыгают по ступенькам. Это их любимая игра. А днем они пугаются людей и прячутся в тоннеле. И тогда люди могут
покататься на их лесенке. Если, конечно, захотят. Ты хочешь покататься?>
Девочка улыбнулась сквозь слезы и неожиданно кивнула: <Хочу!>
Она доверчиво взялась за протянутую мужчиной руку, и они вместе поехали вниз по эскалатору. За ними следом поехала потрясенная такой удивительной развязкой мама девочки.

Вот где бы мне найти такого волшебника, чтоб искупать Мишутку. (Он боится воды.)

0

18

vikusik написал(а):

Вот момент очень понравился:

Это из Эды Ле Шан. Когда дети и взрослые сводят с ума друг друга. Классная книга.  :yep:

+1

19

vikusik
У меня оба ребенка боялись мыть голову. Причем Аня забоялась когда мы с Москвы переехали в Краснодар, Дима забоялся после ремонта в ванной.
Оба перестали бояться когда начали мыться сами - около 6 лет. Я закрываю Диму шторкой и жду когда он вымоется (сам). Самостоятельно  оба моют голову спокойно, без воплей.

0

20

vikusik написал(а):

Вот где бы мне найти такого волшебника, чтоб искупать Мишутку. (Он боится воды.)

Проблема до сих пор сохраняется? Ну попробуй накидать в воду прикольных камушков, чтобы он ими играл сидя в воде... или речь о помывке головы?

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Как победить детские страхи