интересная статья попалась, хочу поделится...
Рисование с ребенком: забудьте шаблоны
Гуляя по парку, мама вдруг остановилась: «Витька, ты смотри! Ты только посмотри!» «Что мам, что?» заинтересовался 5-ти летний мальчик. «Ты посмотри, какой закат! А какое небо…» Витя внимательно посмотрел на небо, но видимо не увидел ничего интересного и продолжил скакать вокруг мамы, как будто он прячется от бандитов. «Удивительное…» продолжала мечтательно мама: «а знаешь, что оно мне цветом напоминает, угадай?» «Не, не знаю, что?» спросил Витя, не переставая играть. «Кое-что круглое, на букву г». Сын замедлил шаги: груша? Грибы? «Неа, грейпфрут! Правда похоже? А еще слива как у дедушки в саду, а воооон там - небо как компот» и мама тихонько засмеялась…Витя еще раз внимательно посмотрел на небо, подумал и помчался догонять маму с криками: «разведчики, в бой!»… У самого подъезда, мама вдруг сказала: «а давай закроем глаза и послушаем вечер?» «Это как?» «А вот так», мама сама закрыла глаза, приложила палец к губам: «тсс…» и стала слушать. «А я воздух лижу» -добавила она – «он такой вкусный…А у тебя какой – сладкий или соленый?» Через несколько минут, Вите это все надоело, и он побежал к лифту. Раздеваясь, дома рассказывал бабушке, что он застрелил 150 бандитов, а они их окружили, а бомбы взорвались… «А еще мы воздух ели – у меня был как клубника, а у мамы как чеснок, фууу… А что кушать, баб, я есть хочу…»
После ужина Витя играл. Мама достала краски, кисточки, застелила пол большой клеенкой, в ведерко из-под майонеза налила воды, и села рисовать. Она просто закрашивала листы разноцветными красками, иногда краски смешивались и получались пятна, ручейки и разводы – иногда красивые, иногда грязно-серые.
«Ой, мам, а ты что делаешь?» спросил Витя, заглянувший на кухню и увидевший маму, что-то увлеченно рисующую. К тому же мама сидела на полу. «Рисую…»
«А что это у тебя? Какие-то каля-маля…Ты что, маленькая? Нарисуй машину».
«Для тебя это может и каля-маля, а для меня это Настроение.»
«А как это?»
«Ну смотри, мы с тобой гуляли, и все было такое красивое, и небо как компот с грейпфрутами, и запах вечера и вкусный воздух и даже машины весело тарахтели…Вот мне очень все это захотелось нарисовать. А то, как я папе это все объясню – его же с нами не было, а так нарисую и покажу. И всегда смогу глядя на рисунок вспомнить. Как мы гуляли…» рассказывала мама, не прекращая рисовать.
«А вот это у тебя что, машина?»
«Не знаю, может машина, а может солнышко заходящее».
«Ха, так не бывает, синее солнышко…»
«во-первых, это сиреневый цвет, а не синий, а во-вторых на моем рисунке все может быть так как я хочу – может это не само солнышко, а щекотка от его лучиков, а вот здесь, где оранжевое – это ты смеешься, понял?»
«Как это – я смеюсь? Меня же здесь нет?»
«Ты есть, просто ты не фигуркой нарисован – руки, ноги, 2 уха, кстати, грязных, и сладкий нос» - мама между делом чмокнула Витьку в нос, «а ты такой, какой ты в моем сердце.
Мама перестала рисовать и посмотрела на сына:
«Вот ты же сердишься на меня, когда я тебе не разрешаю много мультиков смотреть. А как ты злость нарисуешь? Я вот умею. Только я сейчас добрая и хочу доброту рисовать. А нарисовать можно все-все-все. Главное на чем и чем».
В тот день Витя убежал дальше играть, но вечером рассказывал папе, показывая мамин рисунок, повешенный на стенку в коридоре, что «нарисовать можно все-все-все и даже если ты пап будешь злой, это тоже можно нарисовать».
С тех пор мама еще пару раз рисовала разные настроения: после прогулки, после гостей и просто так. Витя садился рядом, минут 5 рисовал, много спрашивал маму, и рисовал свои любимые танки, а потом убегал.
Однажды Витя был в скверном настроении после садика и они с мамой поссорились – мама не разрешила съесть мороженное до ужина и не дала посмотреть мультики и что-то еще и Витька начал хулиганить…
Когда он распинал всю обувь по коридору, Мама резко шла на кухню, схватила бумагу, краски и стала что-то активно рисовать. Она красной краской резко чертила полосы. Витя ждал, что мама начнет кричать на него, удивился. «Мам, а ты чего делаешь?» спросил он через пару минут, так и не дождавшись головомойки.
«Я злюсь. И чтобы не накричать на тебя или не отшлепать – я рисую свою злость».
Витя стал присматриваться в рисунок – «Да у тебя просто красные черточки какие-то». «Значит сегодня моя злость такая – это ее портрет. А вот это я нарисовала как мне обидно, что я мыла пол, а ты раскидываешь грязную обувь. А вот здесь я рисую, как мне жалко, что я не могу тебе почитать сейчас, так как мне надо приготовить обед…Хочешь нарисовать как ты на меня обиделся и разозлился?» Витя кивнул. Мама придвинула краски и лист.
«Вот здесь я злюсь, что ты мне не дала мороженное». «А почему, знаешь?» «Ну… потому что я еще не ел картошку и котлету». «Ты их будешь рисовать – хочешь? – как я жарю котлеты, и как они пахнут» «Ага, вот они» – и Витя нарисовал кружочки в большом круге и дым от них…
«А где мороженное – в холодильнике?»
Витя нарисовал холодильник с мороженным.
«А как ты злишься?» Витя стал чертить лихорадочно по бумаге, как он это делал, рисуя взрыв.
«А может, ты придумаешь, как нам решить эту проблему?»
«Ну, я сейчас съем маааленький кусок, а после ужина все».
«А еще какие-нибудь варианты есть? Может, мы нарисуем, как ты кладешь его в тарелку и ставишь на стол. А после ужина отправляешь себе в рот?»
К счастью, этот конфликт решился легко…
---
Дети, как правило, очень любят рисовать. До определенного момента. А потом перестают – правда, забавно – почему?
В тот раз Витиной маме рисование помогло решить ссору. Но это не главное. Намного важнее, что Витя полюбил рисовать, и что мама смогла показать Вите эмоциональную составляющую человека.
Так почему же дети перестают рисовать и что, вообще в нем ценного?
Творчество ребенка заканчивается там, где начинаются указания: ЧТО рисовать и КАК рисовать.
Сначала выясняется что он не так держит кисточку, не так ее двигает, слишком много берет краски и вообще «колошматит» ею изо всех сил так, словно хочет ее забить в стол. Потом он делает всего один малюсенький мазочек на листе и хочет брать чистый лист – уже целую гору «измазюкал».
К тому же есть правила, как надо мыть и отжимать кисточку, НЕ брызгая водой, НЕ капая, НЕ делая неаакуратностей, НЕ пачкая краски другими цветами….К 3-5 годам дети уже вполне поддаются дрессуре и начинают выполнять весь спектр правил. И тут выясняется, что есть новые правила: Что солнышко круглое и желтое, домик квадратный и вообще все вокруг нас имеет четкую геометрическую форму определенного цвета, а «каля-маля» – это плохо – или ты неаккуратный или «маленький что-ли».
Некоторые дети сходят «с дистанции» еще на первом этапе – особенно если они много пачкаются и пачкают все вокруг, а мамы очень сердятся. Зачем им , (детям то есть) это надо – мама только злиться будет, да ну его это рисование от греха подальше. Другие теряют интерес, когда им начинают навязывать что и как рисовать – оказывается или не соответствуешь или скучно становится («у тебя плохие грибочки – не ровные и солнце синее – так не бывает, посмотри, как у Оли аккуратно заштриховано», «ты что маленький – такую ерунду рисуешь»
К школе детей любящих рисовать остается совсем мало – многих записывают в художественные школы – и здесь загоняют в еще большие рамки, потому что все замечательные навыки, которым там обучают – ничто, если ребенок уже разучился рисовать с душой, открыто, не боясь осуждения. Только редкие единицы становятся не просто профессионалами, а по настоящему художниками.
------
Что такого ценного в рисовании? Зачем прикладывать усилия, чтобы ребенок это полюбил, точнее не разлюбил?
Любое творчество – это дверь во внутренний мир, это дорога к детской душе. Именно поэтому рисование активно используется в арт-терапии. В психологии есть такое понятие как подсознательное, и все корни проблем с которыми человек сталкивается в жизни лежат именно в области подсознательного - воспоминания о полученных в детстве стрессовых ситуациях. В-основном, это неудовлетворенная потребность в абсолютной любви и принятии родителями, в их неодобрении и отторжении - что для маленького ребенка от самого рождения до 3 лет, но в особенности первых 3-6 месяцев является критическим для дальнейшего выживания и формирования себя, своих моделей поведения и самооценки на протяжении всей дальнейшей жизни.
Рисуя, мы очень мягко и безболезненно входим в область подсознания, даже не понимая этого. Хороший психолог, специализирующийся в арт-терапии по нескольким рисункам выявит у ребенка все проблемные зоны. Но самое главное в рисовании – это не диагностика проблемы – что, безусловно, ценно для психолога или понимающего в этом родителя (дабы распознать во время тревожные звоночки). Самым ценным является удивительная способность проживать стрессовую ситуацию в творчестве – в данном случае посредством рисования. Это происходит независимо от наших желаний и умений – взрослый или ребенок, эрудированный родитель или далекий от психологии человек – любой из нас в равной степени может прожить «арт-терапевтический сеанс», даже и не подозревая об этом, просто рисуя. В рисунке выходят страхи, сомнения, радости и потаенные желания, зажатые эмоции и переживания – что особенно ценно для детей. В нашей культуре не принято переживать эмоциональные состояния и выходить из них – бояться стыдно, плакать стыдно, кричать, пинать или как-то еще яро выражать свое состояние запрещено. Даже двигательная активность – не приветствуется. И в ребенке это копится, копится – непройденный до конца страх, непроплаканная обида, невыкриченная-невыплеснутая душевная боль. Но запирать и контролировать до бесконечности ребенок не может. Выходом могут стать психосоматические проявления, конфликтное поведение и пр.
Но дети народ изобретательный – и они творят – рисуют – рисуют танки, пистолеты, взрывы (агрессия), дома, родителей, себя (семейные конфликты), принцесс (непринятие себя – желание быть красивой, нравится) и т.д. Они рисуют мечты, страхи, желания, любовь и ненависть, обиду и зависть – все то, что бурлит внутри их маленьких сердечек. И прорисовывая свою жизнь, они оставляют на бумаге все то зажатое и невысказанное, что позволяет опустошить или хотя бы не дать «внутреннему котлу» наполнится и взорваться. А при определенном внимании, дети иногда параллельно проговаривают или учатся говорить о своих чувствах. И бывает так, что, нарисовав – то есть, вынув из потемков на свет, а потом вербализировав, то есть поговорив о рисунке и связанном с ним событиями-состояниями, какой-то застрявший в душе ребенка кусочек исчезает-растворяется в никуда. В случае с вербализацией, речь, все-таки, идет или о помощи специалиста или освоении родителем определенных навыков, дабы не ухудшить ситуацию.
Рисунок может при этом быть не обязательно тематический. С раннего детства родители обожают давать названия любой закорючке, поставленной ребенком на бумагу. Там угадывается солнышко, киса, машина, дом, мама и т.п. Впоследствии ребенок перестает воспринимать рисование как процесс наложения цвета на бумагу, он начинает стремиться к подражательной манере, что удается очень немногим, в связи с чем, вскоре появляется ярлык «к рисованию неспособный». Процесс «каля-маля» родителями не приветствуется: «ты что, маленький?» Но это - тоже рисование, не начальный этап, не подготовка – а полноценное рисование. И простое закрашивание листа красками имеет ничуть не меньший терапевтический эффект. Так что если ваш ребенок уже месяц красит лист в один и тот же цвет – дайте ему пройти эту стадию, значит там что-то беспокоит, значит где-то сидит заноза и мешает двигаться дальше. Можно насильно переместить ребенка по его личной линии развития – скажем, запретить «мазюкать» - но проблема не исчезнет, и будет или тормозить, или искать иной выход или просто останется еще один ядовитый шип внутри.
Ни один рисунок нельзя повторить абсолютно одинаковым дважды! В этом и заключается великая сила творчество - оно проистекает от души, а не от постановки кисти и навыков рисования. Именно в чистые моменты проживания глубоких чувств, то есть когда рисунок не потому, что сейчас его задали и НАДО именно так нарисовать, а когда рука сами идет за сердцем, именно в эти мгновенья рождаются восхитительные произведения. Они могут оказаться некрасивыми на наш приученный с дет.сада вкус, но именно они обладают самой большой силой.
Навык творчества – замечательнейший навык, который пригодится ребенку, когда он вырастет. Умение превращать ежедневную рутину в занимательный процесс – залог интересной и насыщенной жизни.
Есть одно, самое ценное правило – хотите изменить другого, начните с себя! Попробуйте не из воспитательных мотивов, а для себя наслаждаться окружающим миром и самим собой. Прислушивайтесь к себе – какие запахи вы чувствуете, что вам нравится, звуки, цвета, тактильные и вкусовые ощущения. Попробуйте нарисовать что вы испытываете от лимона и от мармелада. Какая вы грустная или уставшая. И ребенок обязательно к вам присоединится.
А еще – не жалейте красок, кисточек и бумагу! Ярких вам пятен в жизни!
Самое главное - это возможность выражать свой внутренний мир – свои переживания, эмоции, страхи и сомнения – все то, что бурлит внутри