24 Января 2011 г.
«Это вредительство»
Закон об образовании подвергся резкой критике с «культурного фланга»
ЕЛЕНА РЫЖОВА
Начинать обучение детей музыке необходимо с раннего возраста.
http://www.newizv.ru/news/2011-01-25/139808/
Известные деятели культуры и преподаватели творческих учебных заведений в минувший четверг выступили с резкой критикой закона «Об образовании в РФ» на совместном заседании коллегий Министерства культуры РФ и Министерства образования и науки РФ, которое прошло в Российской академии музыки имени Гнесиных. Как уже писали «Новые Известия», разработчики новой редакции закона решили изменить существующую во всем мире модель профессионального обучения музыке, балету и другим искусствам. Общественное обсуждение законопроекта продолжится до 1 февраля 2011 года.
Профессиональное обучение в творческих учебных заведениях, которое всегда было принято начинать в 7–10-летнем возрасте, согласно планам чиновников, теперь будет начинаться только с 15 лет (после того как они окончат 9 классов и получат неполное среднее образование). Кроме того, разработчики законопроекта считают, что отбирать детей в художественные школы необходимо не столько по способностям, сколько по другим параметрам, например по дате подачи заявления.
«Те дети, которые приходят учиться в наши творческие образовательные учреждения, наверное, немного другие, – отметил в ходе заседания артист балета Николай Цискаридзе, который семь лет преподает в Московской академии хореографии. – Они не только одаренные – у них есть способности работать чуть больше, чем у их сверстников. Нельзя погубить систему отбора в эти учреждения, потому что мы не можем просто так учить каждого ребенка». «Закон в том виде, в котором он сейчас находится на обсуждении, – по большому счету вредительство, – также добавил Цискаридзе. – Причем вредительство не только русской культуре, но и государству в целом. Балету надо учить с 10 лет, а ни в коем случае не с 16. Учить детей игре на фортепиано и других музыкальных инструментах нужно обязательно в раннем детстве, когда связки мягкие и еще можно «поставить» руки».
Николай Цискаридзе предложил присвоить основным театральным, музыкальным и балетным учебным заведениям статус национального достояния. «Я очень уважительно отношусь к составителям закона, – добавил хореограф. – Но необходимо сделать так, чтобы новые стандарты, которые предлагается реализовать, разрабатывались специалистами в нашей среде. Есть книга Агриппины Вагановой, написанная в 1930-е годы, которая в балетном мире считается Библией – по ней учится весь мир. Вот это наш главный стандарт».
Представителей творческих учебных заведений пугает не только то, что они могут лишиться права отбирать учеников по способностям. Большие опасения вызывает перспектива понижения статуса творческих вузов в связи с исключением из типологии высшей школы понятия академии. «Остается не вполне ясной система ранжирования вузов при отказе от статуса академии, – отметил ректор Московской государственной консерватории имени Чайковского Александр Соколов. – Поэтому возникает вполне логичный вопрос: к чему отнести бывшие академии – к институту или университету? Думаю, не надо разъяснять, какая дистанция между этими двумя понятиями и как будет воспринято понижение статуса до института ведущими высшими художественными заведениями». Отметим, что семь лет назад Московская государственная консерватория получила статус университета, что стало прецедентом. «Сейчас это должно стать хорошим примером для всех вузов, которые не должны скатиться к институту, а стать университетами», – добавил Соколов. Также ректор Московской консерватории поднял вопрос, кому будет предоставлено право экспертизы уровня работы творческих вузов и принятия решения о присвоении того или иного статуса. По мнению Соколова, «решение этих вопросов вполне можно доверить людям, которые непосредственно имеют отношение к творческим вузам – ректорам, директорам и другим творческим работникам».
Во время заседания докладчики отмечали, что система детских творческих школ находится на грани отмирания. «У вас нет такого ощущения, что детские школы искусств через некоторое время, если мы их срочно не реформируем, рухнут и превратятся в какие-то кружки при Домах пионеров, которые были раньше? – задал риторический вопрос министр культуры Александр Авдеев. – Лично у меня такое ощущение имеется». По новому закону «Об образовании» детские музыкальные школы отнесены к категории дополнительного образования, что не сильно обнадеживает ни педагогов, ни самих учащихся. Директор Департамента науки и образования Минкультуры Олег Неретин констатировал, что средняя зарплата педагога в музыкальной школе составляет около 6 тыс. рублей в месяц, и новый закон не предполагает ее повышение. Большая часть преподавательского состава – пенсионного или предпенсионного возраста, а молодые кадры не заинтересованы в работе при таких условиях. Кроме того, с 1 января педагоги музыкальных и других творческих школ лишились права на льготную пенсию, что вызывает резкое недовольство. В завершение встречи руководители Министерств культуры и образования обещали урегулировать все вопросы и рассмотреть все внесенные предложения.