Новогодние праздники. Оправдают ли они ваши надежды?
Впредь лета счислять... с нынешнего января с первого числа от Рождества Христова [1700 года]. ...В царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви... у домов... перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... Января же в первый день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом.  Из указа Петра Первого «О праздновании Нового года»
ЧЕГО от грядущих праздников ждете вы? Во многих странах новогодние празднества начинаются с традиционного Рождества Христова, за которым следует сам Новый год. В эти дни и родители, и дети свободны от работы и учебы, что дает им прекрасную возможность уделить время друг другу. Еще эти праздники называют «рождественскими», поскольку многие в это время вспоминают земную жизнь Христа. Возможно, к числу таких верующих людей относитесь и вы.
Так или иначе, миллионы мужей, жен и детей с волнением предвкушают наступление праздников. Какими они будут на сей раз? Доставят ли они радость семьям и будут ли угодны Богу? Когда вся семья соберется вместе, пройдет ли все так, как мечталось?
Те, кто придает значение религиозной стороне новогодних праздников, замечают, что Новый год и Рождество Христово теперь отмечаются как-то не в духе Христа. Сегодня они лишь повод дарить и получать подарки, повод для шумных застолий или просто дни, когда надо уделить время семье. Другой раз кто-то из родных выпьет лишнего — и праздник испорчен. Не секрет, что порой доходит до побоев и драк.
Кажется, Новый год в наши дни празднуют почти так же, как и в петровские времена. Однако многие люди хотят, чтобы праздники были временем праведных раздумий и благотворного семейного общения. Кое-кто даже высказывает свои беспокойства, напоминая согражданам, что «Рождество — для Христа». Но можно ли что-то переменить в устоявшемся отношении к праздникам? Да и прославит ли это Христа на самом деле? Стоит ли пересмотреть свои взгляды?
Чтобы определиться с этим, давайте выясним, почему россияне так любят новогодние праздники.
Новогодние праздники. В чем их смысл?
ИТАК, для миллионов людей новогодние праздники — это время, чтобы пообщаться с друзьями и родственниками, освежить свои чувства к дорогим людям. Немало и тех, кто в это время года старается размышлять о рождении Иисуса Христа и его роли в спасении человечества. Однако в России люди не всегда могли спокойно встречать Рождество Христово. Хотя Православная церковь открыто праздновала его веками, в XX столетии это по большей части было невозможно. Что произошло?
После Октября 1917 года советские власти на государственном уровне стали проводить политику атеизма. Из-за религиозной подоплеки новогодних и рождественских праздников им объявлялась война. Началось искоренение Нового года и Рождества. Атеистическая пропаганда клеймила презрением традиционные символы этих праздников — рождественскую елку и Деда Мороза.
Однако в 1935 году отношение к новогодним праздникам поменялось. Советское правительство возродило празднование Нового года и вернуло Деда Мороза с елкой — но уже в другом амплуа. Дед Мороз, как и прежде, дарил подарки, но теперь уже не на Рождество, а на Новый год. Рождественская елка превратилась в новогоднюю, январские праздники предстали совсем в другом свете. Новый год начисто вытеснил Рождество.
Январские праздники стали исключительно светскими и утратили всякую религиозную окраску. Елка украшалась как и раньше, но в игрушках не было и намека на религию. Теперь они отражали развитие народного хозяйства в СССР. В журнале «Вокруг света» объяснялось: «По елочным игрушкам разных годов советского периода можно проследить историю строительства коммунистического общества. Наряду с банальными зайчиками, сосульками и колобками выпускались игрушки в виде серпа и молота, трактора, позже им на смену пришли фигурки шахтеров и космонавтов, нефтяных вышек, ракет и луноходов».
А что произошло с самим Рождеством? О его реабилитации не было и речи. Наоборот, советские власти превратили его в обычный рабочий день. Если кто-то хотел отмечать Рождество, ему приходилось делать это тайно, рискуя попасть в немилость режима со всеми вытекающими последствиями. Так что в атеистической России XX столетия новогодние праздники утратили всякий религиозный смысл.
Недавние изменения
В 1991 году Советский Союз распался и люди получили больше свободы. Всеобщий атеизм остался в прошлом. Новообразовавшиеся страны в основном остались светскими, где церковь отделена от государства. Люди, в глубине души склонные к вере, почувствовали, что теперь могут открыто исповедовать религию, например, праздновать Рождество Христово. Вскоре, однако, многие из них разочаровались. Почему?
С каждым годом праздник все более и более коммерциализировался. Как и на Западе, рождественские праздники для производителей, оптовиков и реализаторов стали прекрасной возможностью погреть руки. Витрины украшаются рождественскими атрибутами, в магазинах звучат западные рождественские гимны. В электричках и других общественных местах продавцы на все голоса предлагают новогодние и рождественские товары. Все это реалии сегодняшнего дня.
Даже тем, кто не видит ничего плохого в предпраздничном буйстве торговли, все-таки часто не нравится другая характерная черта новогодних торжеств — злоупотребление алкоголем и его последствия. Врач, работающий в приемном отделении скорой помощи одной из московских больниц, говорит: «На Новый год у нас самый настоящий аврал. Праздники никогда не обходятся без ушибов и ударов, ножевых и огнестрельных ранений, чаще всего нанесенных в ходе семейных ссор, пьяных разборок и дорожно-транспортных происшествий». Старший научный сотрудник одного института РАН сказал: «В Новый год резко возрастает число смертей от алкоголя, особенно высоким оно было в 2000 году. Одновременно немного подскочило количество убийств и самоубийств».
Эта проблема усугубляется еще одним обстоятельством. В «Известиях» как-то появилась статья под заголовком «Почти каждый десятый россиянин отмечает Рождество дважды». В заметке говорилось: «Как свидетельствует опрос центра „РОМИР-Мониторинг“, 8% респондентов признались, что празднуют рождественскую ночь как по католическому церковному календарю 25 декабря, так и по православному 7 января. [...] Для кого-то, видимо, важна не столько религиозная суть Рождества, сколько сама возможность попраздновать».
Прославляет ли Христа современное отношение к праздникам?
Видно, что эти праздники сопровождаются неблаговидными делами. И все же многие считают, что их необходимо отмечать из уважения к Богу и Христу. Желание угодить Богу само по себе прекрасно. Но на самом ли деле Богу и его Сыну угодны эти праздники? Куда Рождество и Новый год уходят своими корнями?
Несмотря на известное отношение к Рождеству в Советском Союзе, трудно поспорить с изложенными в «Большой советской энциклопедии» историческими фактами: «[Праздник Рождества Христова] заимствован из дохристианских культов „умирающих и воскресающих“ богов, особенно распространенных у земледельческих народов, ежегодно праздновавших приуроченное обычно к периоду зимнего солнцестояния 21—25 декабря „рождение“ бога-спасителя, пробуждающего природу к новой жизни».
В энциклопедии справедливо отмечается: «Христианство первых веков не знало праздника Рождества. [...] С середины IV века христианство восприняло у культа Митры праздник зимнего солнцестояния, превратив его в праздник Рождества. Первыми стали праздновать Рождество религиозные общины Рима. В X веке вместе с христианством праздник Рождества стал распространяться на Руси, где он слился с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков».
Кто-то спросит: «А что говорится о Рождестве в Священном Писании? Разве Спаситель родился не 25 декабря/7 января?» На самом деле в Библии вообще не названа дата рождения Иисуса. Сам Христос тоже о ней не упоминал и тем более не заповедовал ее отмечать. Однако по Библии можно определить, на какое время года пришлось его рождение.
Согласно Евангелию от Матфея, главам 26 и 27, Иисуса казнили после полудня 14 нисана, в день иудейской Пасхи, которая в 33 году н. э. выпала на 1 апреля и началась накануне с заходом солнца. Евангелие от Луки сообщает нам, что Иисусу было около тридцати лет, когда он крестился и приступил к своему служению (Луки 3:21—23). Его служение продолжалось три с половиной года. Таким образом, Христос умер в тридцать три с половиной года. Примерно 1 октября 33 года н. э. ему исполнилось бы тридцать четыре. Лука сообщил, что в момент рождения Христа пастухи «жили в поле и по ночам несли стражу у своих стад» (Луки 2:8). Пастухи не находились бы со своими стадами на выпасах в конце декабря, когда в окрестностях Вифлеема холодно, а порой даже снежно. Но 1 октября — могли, и это вполне согласуется с доказательствами, что Иисус родился примерно в это время.
Итак, исходя из вышеизложенного, лозунги вроде «Рождество — для Христа» мало что значат. Если вас огорчает торгашеский дух и смущает поведение людей на новогодних торжествах, так же как и неприглядные языческие корни этих праздников, не расстраивайтесь. Есть гораздо лучший способ славить Бога и его Сына, и при этом укреплять семейные узы.
Гораздо лучший способ славить Бога и Христа.
В Библии говорится, что Иисус Христос пришел «отдать свою душу как выкуп за многих» (Матфея 20:28). Он позволил, чтобы его осудили на смерть, и умер за наши грехи. Поэтому многие люди хотят воздать Христу славу, думая, что рождественские праздники — прекрасная для этого возможность. Но, поскольку Новый год и Рождество зародились в язычестве, они, по сути, не имеют к Христу никакого отношения. Эти праздники красиво преподносятся — на этой красоте делаются деньги. К тому же, надо признать, на новогодних праздниках люди ведут себя порой так, что это отнюдь не прославляет Бога и Христа.
Как быть тем, кто хочет угодить Богу? Христос сказал: «Вечная жизнь в том, чтобы познавали тебя, единственного истинного Бога, и посланного тобой Иисуса Христа» (Иоанна 17:3). Поэтому богобоязненные люди стараются познавать, как же на самом деле чтить Бога и Христа. Затем они применяют свои познания в жизни, причем не только по праздникам, но и по будням. И Бог одобряет такие искренние старания, которые ведут к вечной жизни.
[Сноска]
Хотя западные страны давно перешли на григорианский календарь, до революции в России использовался юлианский. В 1917 году он на 13 дней расходился с григорианским календарем. В 1918 году Советская Россия тоже перешла на григорианский календарь, чтобы идти в ногу с остальным миром. Русская же Церковь сохранила юлианский календарь для православных праздников, и он стал называться «Старым стилем». Поэтому Рождество в России празднуется 7 января, что соответствует 25 декабря по юлианскому календарю. Так что в России у некоторых праздники начинаются 25 декабря (западное Рождество), продолжаются 1 января (Новый год), потом 7 января (православное Рождество) и, наконец, 14 января (Старый Новый год).

Истоки празднования Нового года
Словами священнослужителя Грузинской православной церкви
  «Празднование встречи Нового года происходит от ряда языческих праздников Древнего Рима. 1 января там чествовали Януса, языческое божество, и название всего месяца происходит от его имени. У этого идола было два лица — спереди и сзади. То есть он смотрел и в прошлое, и в будущее. Существовало сказание, что тот, кто встретит 1 января весельем, смехом и пышным застольем, весь год проведет в счастье и благополучии. Среди многих наших соотечественников в связи с Новым годом распространено такое же суеверие. [...] Во время некоторых языческих праздников в жертву идолу приносили людей. Иные празднования отличались разгульными оргиями, блудом и прелюбодеянием. На других, например на празднике Януса, царила неумеренность в пище и питье, и совершалось всяческое непотребство, свойственное пьяным оргиям... Если мы вспомним самих себя в те дни, когда встречали Новый год, то должны признаться, что мы все принимали участие в этом языческом празднике» (газета «Ахали 7 дге»).