Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Формула "таланту надо помогать, бездарности пробьются сами" нуждается в уточнении. Часто успех приходит в том случае, если к блестящим способностям добавляется независимый и скандальный характер, позволяющий его обладателю добиваться поставленной цели. В данном случае я говорю об одном из основателей интеллектуального отечественного телевидения, режиссере и телеведущем Владимире Ворошилове. Ему 18 декабря исполнилось бы 80 лет.
Enfant Terrible отечественного ТВ
Личностью юбиляр был крайне неординарной. Экс-руководитель некогда знаменитой программы "Взгляд" Анатолий Лысенко, друживший с юбиляром более тридцати лет, как-то сказал, что не знает другого человека, "с которым бы было так тяжело работать из-за его вредности, истеричности, придирчивости и недоверчивости". Добавив, правда, что с Ворошиловым было невероятно интересно.
Будущая легенда телевидения поначалу пробовала себя несколько в других жанрах. Ворошилов учился в Московской художественной школе для одаренных детей и академии художеств Эстонской ССР, серьезно увлекался живописью. Работал художником-постановщиком и режиссером в ряде столичных театров. По словам того же Лысенко, роман с Мельпоменой закончился для Ворошилова дракой с главным режиссером Ленкома накануне очередной премьеры. В итоге неуживчивость характера и охота к перемене мест привели молодого специалиста на ТВ.
Как вспоминал сам Ворошилов, "тогда работа на телевидении считалась самым последним делом. За искусство его не считали. Была традиция: выгнали из театра или кино, ты идешь на телевидение. То есть на Шаболовке собрались одни неудачники".
Однако не место красит человека. В отличие от театра с его строгими, устоявшимися канонами, телевидение в стране Советов было делом новым и неизведанным. Ничего удивительного, что Ворошилов бросился на его освоение с пылом открывателя Дикого Запада.
Эдисон формы
Один из коллег Ворошилова, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей России Эдуард Сагалаев как-то назвал его «Эдисоном телевизионной формы»: "Он изобрел сверхпопулярный в свое время "Аукцион", его же детищем были и "А ну-ка, парни!"
Последнюю программу упомянул в песне "Жертва телевидения" Владимир Высоцкий: "Потом — ударники в хлебопекарне // Дают про выпечку до двадцати. // И вот любимая — "А ну-ка, парни!" // Стреляют, прыгают… С ума сойти!"
Не стоит думать, что на новом месте Владимир Яковлевич стал более уживчивым и покладистым. Ничуть не бывало! Он дерзил начальству, делал свои фильмы и передачи так, как считал нужным. В ответ его проекты убирали, а самого выводили за штат.
В частности, первый зампредседателя Госкомитета СССР по телевидению и радио Энвер Мамедов как-то отчеканил, что "мы закрыли "Аукцион", потому что это была похабная передача. И мы будем закрывать другие похабные передачи, потому что каждая из них — это все равно, что распространение опиума в массовых масштабах".
Надо отметить, что "Аукцион" являлся первой рекламной передачей на ЦТ в прямом эфире. Ее участникам ведущий задавал вопросы, связанные с теми или иными товарами народного потребления. По итогам победитель получал приз. "Похабство" же состояло в том, что Ворошилову пришло в голову пригласить на один из выпусков бардов, которые спели в прямом эфире неблагонадежные песни.
Но Ворошилов как человек азартный не унывал, умудрившись даже категорический запрет на появление на экране обернуть в свою пользу. Он стал "богом из машины", придумав и запустив в 1975-м программу "Что? Где? Когда?". Зритель только слышал грозный голос Ворошилова, теряясь в догадках насчет его обладателя.
Человек думающий
Основным же для главного детища Ворошилова стала совсем другая интрига, которая и по сей день остается недоступной для остальных программ того же жанра. Владимир Яковлевич, который называл телевидение в записи "консервами", создал интеллектуальное казино, в котором вывел на экран человека думающего. Причем делающего это в жесточайших условиях прямого эфира, да еще за одну минуту времени. Плюс это все помножено на соучастие в происходящем миллионов зрителей, одни из которых являются сторонниками, а другие противниками знатоков.
Впоследствии, размышляя над феноменом "Что? Где? Когда?", Ворошилов сказал, что подавляющее большинство телеигр, включая и западные аналоги, есть всего лишь состязания на знания, на эрудицию. По его словам, "они могут быть хуже, могут быть лучше. Но игр, в которых выигрывает человек, который думает, то есть интеллект выигрывает, а не знание, я не видел". Такая вот осетрина второй свежести.
"Эдисон телевидения" больше ценил людей, которые могут принять неожиданное и парадоксальное решение, исходя из нормальных знаний обычного человека, а не энциклопедиста.
Он и сам был неожиданным и парадоксальным. Например, в юбилейном для игры 2000-м заявив, что если знатоки проиграют команде зрителей, он прекратит программу. Накал страстей в эфире тогда достиг пика, но знатоки выиграли. А вскоре Ворошилов ушел из жизни.
Программа же существует и по сей день, претерпев не столь уж существенные изменения. Как памятник своему основателю.