Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



от 3 до 5

Сообщений 1 страница 20 из 24

1

Вступление.

http://i048.radikal.ru/0903/55/871b8378bae8.jpg

ШАХМАТЫ

Черно-белая доска -
Родственница сетки,
Бело-черные цвета
Чередуют клетки.

Пешка – маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды.

За шеренгой пешек в ряд
Выстроился штаб:
Ферзь, король, ладья и конь
Рядышком стоят.

Конь с G2 на H4
Ходит буквой “Г”,
Через головы скакать
Может он вполне.

Слон наискосок идет,
Только прикажи.
В плен противник попадет,
Вставший на пути.

Лодка армии – ладья
Плавает легко
Влево, вправо, взад, вперед,
Прямо как в кино.

Очень важная фигура
В шахматном мирке -
Ферзь! Его кандидатура
Принята везде.

Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок.

И последняя фигура –
Шахматный король.
Быть особенно он должен
Защищен тобой.

Ходит очень осторожно
На один шажок,
Ненавидит слово “Шах”.
Вот и все, дружок.

Остается все фигуры
Подравнять в ряду
И, терпеньем запасясь,
Начинать игру.
(Елена Кныш)

+3

2

Урок 1.  Шахматная доска , поле, центр.

– В шахматы обычно играют два ПРОТИВНИКА. Их еще называют ПАРТНЕРЫ. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета...
http://i047.radikal.ru/0903/ce/4357d697c2f9.jpg

Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.
http://s45.radikal.ru/i110/0903/a6/85b9ba8cf07f.gif

Задачки
1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?
2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?
3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
4. На каких полях ничего не растет?
5. Из каких досок не строят теремок?
6. В каких клетках не держат зверей?
7. Покажи центр. Сколько в нем полей?
8. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?
9. Сколько белых полей в центре? А черных?
10. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?

Для закрепления пройденного материала попросите малыша:

– начертить мелом на асфальте фрагмент шахматной доски,
– вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке,
– раскрасить часть листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только чёрным),
– правильно положить шахматную доску между вами или между куклами.
-  правильно расположить шаблон «центра» на доске.

Советы родителям:
Сделайте шаблон «центра» из плотной бумаги.

Задания:
Обведи карандашом центр доски.
http://s39.radikal.ru/i083/0903/b0/283fa6f0ba97.bmp
Исправь ошибку
http://s53.radikal.ru/i141/0903/26/14ff35770ad7.jpg

Отредактировано Жека (2009-03-06 01:08:41)

+1

3

Жека
Какое вам большое спасибо! :flag:  Я сама в шахматы играть не умею, а Даню мечтала научить играть в них :flag:  А продолжение будет? :question:

0

4

Обязательно будет!!!

0

5

Жека написал(а):

Обязательно будет!!!

Спасибо :flag:  Я буду ждать с нетерпением :flag:

0

6

Урок 2.  Вертикаль , горизонталь

Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо – это ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ГОРИЗОНТАЛЬ. Всего их восемь. За белым полем каждой горизонтали следует черное, за черным – белое.
http://i080.radikal.ru/0903/57/3d137c207c2c.gif

Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, – это ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. За белым полем каждой вертикали следует черное, за черным – белое.
http://i008.radikal.ru/0903/e9/cfe9776fe64d.gif

Задачки
1. Что делают противники за шахматной доской? А партнеры?
2. Как правильно сесть за шахматную доску?
3. Покажи какую-нибудь горизонталь. Сколько полей в горизонтали?
4. Покажи все горизонтальные линии. Сколько на доске горизонталей?
5. Покажи какую-нибудь вертикаль. Сколько полей в вертикали?
6. Покажи все вертикальные линии. Сколько на доске вертикалей?
7. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?
8. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?
9. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?
10. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
11. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?
12. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?

Советы родителям:
Сделайте шаблон «вертикали/горизонтали» из плотной бумаги.

Задания
Исправь ошибку.
http://s44.radikal.ru/i104/0903/e8/e8311219c91a.jpg

http://s39.radikal.ru/i086/0903/33/c236ed854952.jpg

Отметь линией красного цвета вертикали, а зеленого – горизонтали.

http://s39.radikal.ru/i083/0903/b0/283fa6f0ba97.bmp

Отредактировано Жека (2009-03-06 00:08:57)

+1

7

Урок 3.  Диагональ
ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля. Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей. Диагонали состоящие из белых полей называются белопольными,
http://s46.radikal.ru/i111/0903/0a/664cbf9112fb.gif
а из черных – чернопольными.
http://s56.radikal.ru/i154/0903/42/e93f8da57e5b.gif

Задачки.
1. Покажи какую-нибудь диагональ; покажи большую белую диагональ; сколько в ней полей?(восемь)
2. Покажи большую черную диагональ; сколько в ней полей?(восемь)
3. Какая диагональ длиннее: большая белая или большая черная?(они равной длины)
4. Покажи одну из самых коротких диагоналей. Сколько в ней полей?(два)
5. Покажи диагональ из трех; четырех; пяти; шести; семи полей. Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали? (да)

Советы родителям:
Сделайте шаблоны большой и маленькой диагонали  из плотной бумаги.

Задания.
Исправь ошибку.
http://i064.radikal.ru/0903/55/bed7622b773b.gif

Отметь линией красного цвета все чернопольные диагонали , а зеленой – белопольные.
http://s39.radikal.ru/i083/0903/b0/283fa6f0ba97.bmp

Отметь большие и маленькие(самые короткие) диагонали.
http://s39.radikal.ru/i083/0903/b0/283fa6f0ba97.bmp

+1

8

Для закрепления пройденного материала попросите малыша:

– раскрасить часть шахматного листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным);
– вырезать из тетради в клеточку квадраты 2х2, 3х3, 4х4 клетки и правильно раскрасить их;
– выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали, центр. Пусть "солдатик" пробежит по центру и дорожкам. Хорошо, если доме есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой так, чтобы получилось по восемь светлых и темных кубиков. Несложно сделать кубики и из цветной бумаги. Попросите ребенка правильно (с учетом цвета) выложить центр, отдельно горизонталь и вертикаль. Пусть попытается определить, в чем сходство горизонтали и вертикали. Если дошкольник это сходство не найдет, разверните горизонталь и наложите ее на вертикаль. Затем разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них большую белую и большую черную диагонали;
– вырезать из тетради в клеточку центр, горизонталь, вертикаль, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть ответит, почему;
– нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали и правильно раскрасить их. Пусть вырежет нарисованные горизонталь и вертикаль и разрежет их на клетки. Из этих клеток снова сложит горизонталь, вертикаль, затем большую белую и большую черную диагонали (их можно аккуратно склеить уголок к уголку);
– начертить мелом на асфальте центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали. Пробежать по ним и поиграть на них в классики;
– вспомнить, где кроме шахматной доски он видел клетки, расположенные в шахматном порядке (в книгах, на полу, такси, одежде и т.п.).

+1

9

Жека
Супер! :cool:  Как мне это всё нравится :cool:

0

10

Кася написал(а):

Как мне это всё нравится

:jumping:  :rolleyes:
Если можно, когда начнете заниматься, рассказывайте как у вас все проходит, может какие-то поправки нужно внести.

Отредактировано Жека (2009-03-06 10:43:37)

0

11

Жека написал(а):

Если можно, когда начнете заниматься, рассказывайте как у вас все проходит, может какие-то поправки нужно внести.

Планирую начать сегодня. Вот забрала только что из садика :flag:  И купила сегодня специально маленькие шахматы (на маленькой досточке), чтоб удобней было перед компом с ней сидеть. Специально для Вашей этой программы :flag:

0

12

Женя!!!! :flag:  Отчитываюсь!!! :flag:
Даня с удовольствием  прозанимался два урока :cool:  Научился ставить правильно доску (белая клеточка справа, чёрная слева). Выучил, что Центр  доски состоит  из 4  полей. Решил все 10 задачек в первом уроке. Правильно исправил ошибку в первом уроке. :flag:
С трудом, но вроде бы запомнил про Горизонталь и Вертикаль.
Задачки все  ко 2 уроку не решали, только некоторые, зато безошибочно определил  ошибки во 2 уроке :cool:
Третий урок уже не захотел, сказал:"Я уже устал".
Но даже то, что он запомнил за 2 урока - это новое для него :cool:  Вечером будем закреплять :flag:
Женя! Спасибо большое http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/cd/66211-2.gif  http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/cd/66211-2.gif  http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/cd/66211-2.gif

Отредактировано Кася (2009-03-06 18:09:54)

+1

13

Кася написал(а):

Женя! Спасибо большое

Пожалуйста!!!  :flirt:

0

14

Жека
Видели в теме "Что я с ребёнком сегодня" я  показала фотку шахмат, которые сегодня купила для этих занятий? :question:

0

15

Урок 4. Шахматные фигуры
В шахматы играют шахматными фигурами. На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией темных фигур. Это черные. Другой шахматист командует армий светлых фигур. Это белые. В шахматах противники по очереди делают ходы – двигают свои фигуры с клетки на клетку по особым правилам.

Шахматные фигуры:

Это короли. Черный и белый.
http://s46.radikal.ru/i111/0903/b8/b74d6d21e85a.jpg http://s55.radikal.ru/i149/0903/2f/39d034590d30.jpg

Это ферзи. Черный и белый.
http://s39.radikal.ru/i083/0811/04/c36383b10d07.jpghttp://s39.radikal.ru/i083/0811/0e/bffa177fbb52.jpg

Это шахматные кони.
http://s48.radikal.ru/i120/0812/38/e29348496fc9.jpghttp://s43.radikal.ru/i101/0812/83/c763e27bd49e.jpg

Это шахматные ладьи.
http://s48.radikal.ru/i122/0811/fd/0a8afd303add.jpg http://s44.radikal.ru/i103/0811/13/b9b7eb66213b.jpg

Шахматные слоны.
http://s56.radikal.ru/i153/0811/82/00bbb6c5e85c.jpghttp://s52.radikal.ru/i138/0811/c6/bc6a7dddc00a.jpg

Пешки. Белые и черные.
http://s41.radikal.ru/i092/0903/b1/3a79aae30590.jpg http://s42.radikal.ru/i096/0903/c9/cd6195814595.jpg

Задачки.
1. Покажи белую и черную пешки, коня, ферзя, слона, ладью, короля.
2. Какая фигура похожа на лошадку? На башенку?(конь, ладья).
3. Какая фигура выше: пешка или ладья? (ладья)
4. Какая фигура ниже: слон или ферзь? (слон)
5. Назови самую высокую фигуру. Самую низкую. (король, пешка)
6. У какого слона нет хобота? (у шахматного)
7. Какой король не умеет говорить? (шахматный)

Советы родителям.
Прежде чем переходить к следующему уроку, ребенок должен твердо запомнить, как называются шахматные фигуры, уметь отличить одни фигуры от других.
Рисуйте, лепите из пластилина, вырезайте фигуры вместе с вашим малышом.

Отредактировано Жека (2009-03-06 23:51:13)

0

16

Ой, вот это ж для меня САМОЕ главное!!! :cool:  Я ж не знаю кто король, а кто ферзь, а кто ладья и т.д. :dontknow:
УРА!!! :flag:  Теперь и я буду это всё знать! http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/cd/66212-3.gif

0

17

Я видела ваши шахматы. Они очень маленькие, как походный вариант их можно использовать, а для обучения они наверное не подойдут.

"Наиболее удобны деревянные или пластмассовые шахматы, размер досок 40*40 см, фигуры средние. На досках меньшего размера фигуры стоят очень близко друг к другу - детям дошкольного возраста трудно ориентироваться в таком скоплении шахматного "войска", да и фигуры очень маленькие". В.Г. Гришин "Малыши играют в шахматы"

0

18

Шахматные игры для закрепления:

“Запретная фигура”. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибайтесь”. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

“Что общего?”. Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой).

“Белые и чёрные”. В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.

Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

“По росту”. Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

“Кто быстрее?”. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

0

19

Старайтесь заниматься по одному уроку в день(можно даже реже, 3-4 раза в неделю). Чтобы останавливаться до того как малыш начнет уставать, тогда интерес не потеряется.

Отредактировано Жека (2009-03-07 00:41:42)

0

20

Жека написал(а):

Наиболее удобны деревянные

У нас есть большие деревянные. Просто я подумала, что как бы для изучения возле монитора удобней крутить-вертеть маленькую доску :flag:

Жека написал(а):

Старайтесь заниматься по одному уроку в день(можно даже реже, 3-4 раза в неделю). Чтобы останавливаться до того как малыш начнет уставать, тогда интересс не потеряется

Женечка, всё поняла, спасибо огромное :flag:  Очень интересно :cool:

0