Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Занятия с детьми, семинары » "Освободите слона и его слонят" - статья о семинаре с Е. Макаровой


"Освободите слона и его слонят" - статья о семинаре с Е. Макаровой

Сообщений 1 страница 20 из 65

1

Статья опубликована в журнале "Аистёнок", февраль 2009г.

http://4.bp.blogspot.com/_klKypPOuwuU/SZFsVctj77I/AAAAAAAAAcw/UcQjZqNiCDk/s320/DSC04274.JPG
http://2.bp.blogspot.com/_klKypPOuwuU/SZFsVQB9rXI/AAAAAAAAAco/3AwQztEBjnE/s320/DSC04271.JPG

«Так уж устроен ребенок: все он познает в игре, через создание второй реальности — текста, рисунка, скульптуры. Он постоянно изобретает, фантазирует. Каждый ребенок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, своим сводом законов. Помочь детям в обретении самих себя в мире и мира в себе — наша основная взрослая задача.» (Е. Макарова «В начале было детство»)

У каждого из нас «В начале было детство»
Моё материнство - это длительное грудное вскармливание, ношение младенца на себе, совместный сон, свобода творчества, минимум запретов. Мой ребенок рисует сначала на бумаге, потом на себе, потом на кафеле и кране в ванной. Я не сковываю её порывов. Мне хочется дать ей так много. И мне столько приходится постигать сейчас заново, чтобы иметь возможность сделать это…
Я стараюсь освободить себя и дочь, и в то же время чувствую некоторую скованность. Я понимаю, что мне сложно будет найти такое детское учреждение, которое отвечало бы моим запросам. Раньше также пугала некоторая шаткость собственных взглядов. Сама воспитанная с года в яслях, потом саду и октябрятско-пионерской школе, я имела мало представления о том, как оно должно быть на самом деле. В образовательных учреждениях мне привили «синдром отличницы». В мире взрослых выгодно нравится им. Не будешь нравиться – тебя начнут ломать. Только единицы могут выдержать этот путь, видимо, я не из их числа. А в подростковом возрасте вдруг стала делать всё наоборот: перестала учиться, стала пробовать «запретные плоды».
Я не могу сказать, что у меня было плохое детство, оно было замечательным! Мои родители делали для меня всё, что могли. Но чего-то очень значимого там, в моём детстве, кажется, не произошло. Я рано усвоила урок: «Взрослые любят только хороших девочек» и всё «плохое» очень тщательно скрывала и закапывала глубоко в своем подсознании. А теперь, когда выросла, наоборот, прилагаю огромное количество усилий, чтобы освободиться от тех оков, которыми меня когда-то сковал страх быть отвергнутой взрослым миром. Я заново становлюсь ребенком, разрешаю себе всё: любые эмоции, любые порывы, я разрешаю себе просто радоваться каждому дню. Я пытаюсь вспомнить свои детские мечты, чтобы понять, каков же мой истинный путь в этой жизни. Я мечтаю раскрепоститься, стать свободной от чужих мнений и слушать только своё сердце. Я хочу избавиться от привычки стремиться нравиться другим и отвечать их ожиданиям. Я мечтаю стать, наконец, самой собой и любить себя такой. Я заново познаю саму себя. Всему этому мне приходится учиться сейчас самой.

0

2

«Рисуем ромашку… Только ромашку. Колокольчики сегодня никто не рисует, это тема следующего урока.»
«Я имела удовольствие целый год бок о бок проработать с одним преподавателем по живописи, назову его Химичевым. Он был на хорошем счету, его опыт советовали перенимать и внедрять. И ни¬кого не удивляло, что ученики покидают класс Химичева в каком-то растерянном, подавленном состоянии. С живописи дети приходили ко мне, на лепку. После недельной обработки детей было не узнать. Прежде смелые, отчаянные выдумщики, они в нерешительности глядели на глину и ждали моих указаний. Что с ними там делают? Я решилась войти в соседний класс во время урока. И вот что я увидела: родители сидят рядом с детьми, все время их погоняют, только и слышно: макай скорее кисть, рисуй, ты же видел сейчас ветку, дядя показывал, ветка должна быть… Сжавшись, ребенок неуверенно проводит линию, но тут родитель, обнаруживший, что у соседнего мальчика уже все готово (там мать приложила руку), выхватывает у своего дитяти кисть и завершает задание. Потому что программа урока напряженная, надо много успеть. Иначе — задание на дом.
Химичев обожал природу. Любить природу – не предосудительно. Перед началом занятий, чтобы вдохновить детей, он показывал слайды. Все как один должны были вдохновиться и, как только включат свет, быстро пустить в дело скопившееся во тьме вдохновение…. Все показано. Рисуем ромашку – серединку желтой краской, лепестки беленькие, стебель зеленый. Только ромашку. Колокольчики сегодня никто не рисует, это тема следующего урока. Вообразить себе, что какой-то ребенок не хочет рисовать ни ромашек, ни колокольчиков, невозможно. Это урок, а не самодеятельность. Слово «самодеятельность» было самым бранным в лексиконе Химичева.» (Е. Макарова, «В начале было детство»)
Прочитав эти сроки, я вспомнила свой опыт. Познакомившись с идеями Марии Монтессори и проникнувшись ими всей душой, я поспешила найти такой центр недалеко от нашего дома. Нашла сразу. В центре как раз был «День открытых дверей» и мы поехали. С нами провели беседу, рассказали, из чего будут состоять задания, показали прекрасно оборудованный «монтессори-материалом» класс. Все было новеньким, красивым, преподаватели молодыми и пылкими. Мы записались, не смутившись высокой платой за обучение. Для своего ребенка ничего не жалко! Ребенку был 1год и 1 мес., в группу брали аж с 8 месяцев.
На первом же занятии, помимо работы с «монтессори-материалом», в конце урока нам предложили «творчество». Мы сели вместе с детишками за столики, нам раздали бумагу, манку, клей. Сказали ручками детишек делать поделку. Мы делали слона из манки, щедро сыпя её на намазанный в пределах контура клей. Многие карапузы отчаянно вырывались, некоторые перешли на крик. Моя просто нерешительно пыталась сопротивляться, вырывая ручонку. Оставшуся часть работы родители доделывали уже сами. Вся комичность ситуации прорисовалась в моей голове только потом, уже после занятия. Мы отходили в этот «развивающий» центр месяц – полтора. Больше не смогли. Всё это время моя интуиция тревожно отстукивала где-то внутри меня SOS: я чувствовала, что это все неправильно. Мне не хотелось заставлять свою дочку «заниматься творчеством». Ну какое же это в таком случае вообще творчество?! Но у меня не было никаких других источников информации, мне не с кем было посоветоваться по поводу этого вопроса. Кругом только точно такие же «развивающие» центры: на сегодняшний день это уже огромный бизнес. Мало кто из родителей задумывается, а соответствует ли в действительности этот центр идеям той же Марии Монтессори?
В 2 года с небольшим я снова предприняла попытку найти в округе что-нибудь интересное для своего ребенка. Ведь сидеть все время дома скучно. Я нашла замечательное занятие в одном из центров под названием «Театр». Дочь любит всяческие кукольные постановки, сказки и я подумала, что она будет очень рада посещать такое занятие. Да, это был ещё тот «театр». Всё занятие длилось 20 минут. После показа репки детям включили музыку на 2 минуты и попросили потанцевать. Моя дочь даже встать с места не успела, как музыку уже выключили, а остальных растанцевавшихся детей еле усадили кружком за общий стол. Всем раздали по листу бумаги, по одной уже вырезанной желтой репке, кисточки и клей и велели приклеить репки на бумагу, по центру. За тех детей, кто не пожелал это делать, задание должны были выполнить мамы. Потом раздали по кусочку едко-зеленого пластилина и велели приделать репкам хвостики. Потом всех искусственно и натужно похвалили и сказали, что урок закончен, можно раходиться. Педагоги развивающих центров, может кто-нибудь объяснит мне, какую цель преследует это задание? Для чего оно и где вообще здесь творчество? Шаблоны, шаблоны и еще раз шаблоны.
Как-то гуляя с дочкой на улице, была свидетелем такой картины: мама и дочь рисуют мелками на асфальте. Нарисовали, как водится, солнышко, потом тучку, потом девочка тем же синим мелком, что и тучку, начинает рисовать травку. Мама раздраженно кричит: «Настя! Ну каким цветом ты рисуешь траву?! Разве ты видела где-нибудь синюю траву?! Ну ка возьми зеленый мелок!» Девочка, взрогнув и зажавшись, быстренько-быстренько меняет мелок и услужливо ставит зеленые палочки на асфальте – траву.
Как итог, я решила пока никуда не водить свою дочку, а просто подождать, пока она подрастет. Мне тогда и самой будет понятней, что нравится ребенку, а что нет. Она сможет выразить это словами, а я смогу стать более подготовленной к тому моменту.

+1

3

«Как вылепить отфыркивание»
Будто бы в ответ на все мои непростые размышления со мной произошло вот что. Я прочла по совету знакомой одну чудесную книгу. Эта книга называлась «Как вылепить отфыркивание». Автор – Елена Макарова. Книга потрясла. Книга всколыхнула что-то глубинное и живое в душе. Она просто взорвала какой-то наросший на душе пласт. Отвалилось что-то навязанное, стереотипное, чужеродное и с грохотом разбилось на мелкие черепки. Я никогда раньше не видела, чтобы про детей так писали… С таким уважением к этим малышам, трепетом, с таким глубоким пониманием каждой отдельно взятой детской души – нет, это просто невероятно! Это какое надо иметь огромное сердце, чтобы там уместились все эти крохи, каждый со своей неповторимой историей?!
Сама я педагог по образованию и не понаслышке знаю, что такое педагогика. Это наука, частично основывающаяся на психологии, частично на философских трудах некоторых выдающихся педагогов и их преподавательском опыте. Но мне уже в университете показалось, что это всё похоже на мыльный пузырь: какая-то радужная оболочка с высокими стремлениями развивать в ребенке личность, свободу и т.п., а на деле зачастую жесткий контроль со стороны взрослых, система оценок знаний, уравниловка. Многими сейчас считается, что взрослый знает, как правильно развивать ребенка и начинать развивать нужно как можно раньше, чуть ли не с пеленок. Но когда же мы, наконец, в процессе обучения начнем отталкиваться от потребностей и способностей самого ребенка, а не слепо следовать некой образовательной программе, придуманной группой взрослых дядей и тетей?
Любой наблюдательный родитель заметит, что ребенок в своем развитии сам, без какого-либо участия взрослых, проходит определенные стадии. И у каждого возраста свои запросы. Возьмем сказку. Сначала малыш её и пяти минут не может слушать, устает. Потом начинает сам листать книги, потом просит почитать. Потом почитать ещё, ещё и ещё. Потом он, показывая на буквы, спрашивает, что это. Потом пробует читать сам. Потом его не оторвать от книг и он сам начинает придумывать истории, героев. Так зачем учить буквам или читать, например, раньше того запроса, который малыш отправит в мир сам, просто возможно чуть позже, чем вы думали, и каждый в своё индивидуальное время?
В моей жизни великие педагоги - учителя по призванию – это не те люди, которые имели «отлично» по «Педагогике», а люди, умеющие распознать детские таланты, уважающие ребенка, как взрослого, а значит считающиеся с его потребностями и интересами. Большинство же учителей видят в ребенке «tabula rasa» Ж.Ж. Руссо и считают, что могут написать там, все, что считают нужным. Люди, способные организовать учебный процесс таким образом, чтобы ребенок раскрылся в нём сам – это гениальные учителя. Эти добрые помощники, присутствующие рядом в нужный момент, не считают себя руководителями учебного процесса. Они скорее наблюдают.
Елена Макарова оказалось одним из таких педагогов. Вот, что она пишет: «Ребенок тычет грифелем в белый лист, ставит точку, закорючку, замыкает линии в кружки или овалы. Спроси его, что это, и он расскажет целые истории. «Говорит-то он хорошо, а рисовать не умеет, – сокрушаются родители, – пора за это взяться. Это домик с трубой, – вот большой квадрат, в нем окошки, два маленьких квадратика, а сверху треугольник». Современный городской ребенок не видит таких домов, но рисовать их легко и приятно. Так зарождаются стереотипы, от которых трудно избавиться. В тех первых, непонятых взрослыми рисунках, дети с помощью каляк-маляк создавали свою знаковую систему. Мы вторглись в процесс, не зная азбуки детского изобразительного языка. У каждого ребенка свои каляки-маляки, свой набор элементов, построение композиции и пр… Дети постигают устройство мира с помощью символов. Мы же спешим научить их поверхностному изображению реальных предметов, уводим их от собственных задач и, в результате, не даем им прожить важнейшую фазу детства.»
«Ну разве же это нормальное развитие - терять ощущение счастья от рисования? Потерять ощущение линии, формы и пространства! Нет, это несчастье. Ведь все со всем связанно - рисунок - с движением, звук - с линией, форма с цветом. Если человек с детства не чувствует этих глобальных связей, он отторгается от самого закона гармонии. Куда это годится! Не все художники и не все музыканты, правда, но воспринимать искусство могут все, то есть все могут жить полноценной жизнью.»
А это слова Фридл Дикер: «Занятия искусством не призваны сделать всех художниками. Их задача — освободить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности к наблюдению и оценке действительности».
Деятельность Макаровой, как педагога, связана с системой школы Баухауза (1919—1933). Своими учителями она считает Фридл Дикер-Брандейс, Эдит Крамер, Иоханнеса Иттена, Василия Кандинского, Пауля Клее. Особое внимание она уделила изучению жизни и творчества одной из выпускниц Баухауза, художницы Фридл Дикер-Брандейс. Елена преподает и пишет книги вот уже 30 лет. Она работала в Центре эстетического воспитания в городе Химки и других центрах г. Москвы, позже репатриировалась в Иерусалим. Самые популярные среди родителей книги – это «Цаца заморская» и «Как вылепить отфыркивание» (в которую входят книги «Освободите слона», «Лето на крыше», «В начале было детство», «Вещность и вечность»). Её основные принципы в работе с детьми - это освобождать и не мешать; не диктовать; не требовать результата; идти от материала, в котором «всё есть» (например, слон сидит в куске пластилина и надо его оттуда вытащить); заниматься с каждым ребенком отдельно, хотя и в группе; и опираться на ритм и музыку.
«Всю систему детсадовского рисования пора разрушить, ведь в возрасте импринтингов рисовать с музыкой все, что не захочет рука, это значит соединить в подсознании линию, ритм и звук, потом дети сами все это распишут образами и реалиями, но когда они начинают с солнышек и домиков, то их импринтингом будет "отображение реального мира", т. е. их ждут комплексы и зажатость.» (Е. Макарова)
Так что же мы, взрослые, все-таки должны сделать для наших детей? Ответ шокирует вас: просто оставить их в покое. Купите бумаги побольше, различные средства для творчества: гуашь и акварель, пастель и уголь, карандаши и ластики, пластилин и глину. И предоставьте ребенку одну единственную возможность: побыть наедине со своим рисунком или пластилином. Пусть он сам в своем произведении расскажет вам о своих мечтах, страхах, недавних событиях. А вы можете присоединиться, устроившись с куском пластилина или красками рядышком. Рисующая мама – что может быть лучшим стимулом для малыша? Не навязывайте ему своих мнений о сюжете его рисунка или формах его персонажей, просто хвалите всё, чтобы он ни изобразил.
• Не заботьтесь о том, чтобы он правильно держал кисточку или карандаш. Все придет со временем. «Руку не надо ставить! Не надо ни к чему приучать, все это мешает ребенку, снижает его поисковую активность.» (Е. Макарова)
• Водите своего малыша на выставки, в музеи, знакомьте его с искусством. Если вы сами имеете мало представления о нем, купите книги, альбомы любимых художников и учитесь вместе. Это будет полезно всем. В качестве теоретической базы очень ценными будут книги И. Иттена «Искусство формы» и «Искусство цвета».
• А вот, что говорит Елена Макарова о раскрасках: «Я решительно против раскрасок. Раскраски - это и есть начало конца. Там мертвый контур, а для детей страшно привлекательно, что они получают взрослые творения и заполняют их правильными цветами. Если уж в раскрасках искать толк, я бы давала обесцвеченные абстракции, или абстракции с пропусками цветов. Это хоть какой-то подступ к "игре в бисер", к поиску вариаций.»
• Не спешите отдавать ребенка в художественную студию. Лучше «нагружайте» его танцами, балетом, ритмикой, плаванием в бассейне. А творит пусть дома. Когда подрастет, то при наличии способностей к рисованию, можно будет подумать и о специальном учреждении. Он сам попросит вас об этом.
• «Когда дети учатся писать — это опасный момент. Письмо — это вторая сигнальная система. То, что ты делаешь руками, не связано со смыслом того, что ты хочешь сказать. Это просто технология выписывания значков. Рисование — это первая сигнальная система. Руки должны вытворять на бумаге в точности то, что ты хочешь сказать. Когда дети учатся второй системе, то первая притупляется, и нужны особые усилия, чтоб она не затухла совсем.» (Эдит Крамер)

+1

4

«Творчество - такая же врожденная потребность, как еда и сон.»
«Искусство лечит. Это давно поняли те, кто всерьез думал о детях. Как и во взрослых, в детях есть и дурное, и доброе. Преодо¬левать дурное помогают родители, сказки, где постоянно присут¬ствует мотив борьбы со злом, и собственное творчество. Творя, дети обдумывают мир, находят выход «темным страстям». Часто само содержание рисунков указывает на эти самые «темные стра¬сти»: войны, битвы, танки, бабы-яги с кощеями бессмертными, взрывы, пожары. Иногда агрессивное, озлобленное состояние вы¬ражается в композиции рисунка и скульптуры, в отношениях цве¬тов в живописи.
Творчество — такая же врожденная потребность, как еда и сон. Рисуя, дети избавляются от того, что их мучает, пугает: навяз¬чивых состояний, страха смерти и темноты, страха потерять люби¬мую маму или любимого отца. Все эти страхи присутствуют в жизни самых нормальных детей. Когда мы говорим им, что темнота не страшна и смерть не страшна, мы их обманываем. Мы с головой окунаем их в одиночество, из которого они пытаются выбраться, поверяя листу бумаги свои тревоги.
Даже в лагерях истребления дети рисовали — они обращались к карандашу и бумаге как к своим спасителям. Цветы, стол с едой, гора, по которой когда-то съезжали на санках, калитка в сад — дети не рисовали почти ничего сказочного потому, что мир, откуда их изгнали, стал для них сказкой.
Сказки помогают неуверенным стать увереннее — вот мальчик с пальчик, такой крошка, а вышел на сражение с большим и страшным миром!
Жизнь — это трата времени. Существенно ли, на что мы его тратим?» (Е. Макарова «В начале было детство»)
Случайно, также случайно, как и книга «Как вылепить отфыркивание» ко мне, я попала на семинар к автору этой книги. Пауло Коэльо в своем легендарном произведении «Алхимик» писал, что если ты идешь путем своего сердца, то вся Вселенная тебе в этом помогает. Так случилось и у меня. Елена проводит семинар по интернету. Она дает нам задание, мы рисуем, лепим, клеим, фотографируем свои работы и выкладываем каждая в своем дневничке. Нас 120 человек, и каждому Елена найдет время и доброе подбадривающее слово. Наша «училка», как она сама себя называет, никогда не критикует и не навязывает своего мнения. Она дает нам задание и восхищается нашими работами. Она боится нам помешать дойти до всего самим. Но при этом умудряется всегда говорить правду. Как детям. Ведь известно, что с ними всегда нужно быть предельно честными. И если в композиции чего-то не хватает или надо поменять местами объекты в коллаже, она подскажет. Она скажет «Ты на правильном пути» или «Попробуй вот это», а остальное – сплошные похвалы. Таким образом, компенсируется то недополученное в детстве одобрение взрослых. Ведь мы в душе остаемся теми же детьми всю свою жизнь. Я никогда в жизни не знала раньше такой приятной рабочей и творческой атмосферы. На семинаре мы учимся заново изучать формы, линии и точки, а также их соотношение в пространстве. Как нарисовать движение? Как передать объем? Как подобрать цвета и формы? Как увидеть или передать в рисунке ритм? Как нарисовать мужа, а как ребенка? Первого мы прорисуем уверенными сильными линиями, второго растушуем, выведя на первый план его нежность и припухлые щечки.
«Старайтесь отойти от поисков узнаваемых предметов. Это - литературная ассоциация, желательно побыстрей ее выветрить,» - так учит нас Елена.
Очень часто проблемой мам на семинаре становится то, что они постоянно оценивают сами себя, сравнивают с другими, расстраиваются, если что-то не получается. Нас приучили с детства стремиться делать всё на «отлично», вся наша система образования построена на оценках, но творчество – это не тот случай. Елена и здесь нас поддерживает:
«Вы зря раздражаетесь на себя… Пожалуйста, дайте своей душе покой и продолжайте. Это - не произведения искусства, а упражнения, с помощью которых, вне зависимости, нравятся вам результаты или нет, вы что-то сможете понять в дальнейшем.»
«Очень часто бесплодные на первый взгляд попытки приводят в раздражение. Оставьте пока упражнения, ведь нет такого закона, по которому они всем подходят…. А что, если поставить спокойную приятную музыку, взять пастель и просто рисовать, что рука рисует? Вдруг это даст ощущение высвобождения?»
«Кстати, это может быть, самое важное сейчас - смотреть и видеть - какие мы все разные, как нас то заносит и скручивает, но вдруг выпрямляет и разглаживает.
Понятное - непонятное, противное и сладостное, - вообразите, как все это переживают дети! А разве мы не дети?!»
Результаты семинара просто потрясающие. Огромное количество талантов вдруг вскрылось у обычных, как они сами о себе думали, среднестатистических мам. Вдохновение просто витает в форуме. За мамами тянутся и их детки, они подсаживаются, внимательно наблюдают и присоединяются. Так детки перенимают некоторые приемы в работе, так создаются совместные произведения, доставляющие всем столько радости приятно прожитых мгновений!
Сложно сказать, для кого больше предназначен этот семинар. Для мам, чтобы дать им возможность пройти все этапы своего детства до конца? Или все же для их детей? Или для того, чтобы мамы научились рисовать и понимать искусство сами, а потом привили любовь к нему своим деткам? А может чтобы они научились понимать своих детей и не мешали им творить? Это замечательная идея – обучать именно родителей. Ведь материнство – действительно большая ответственность.
И в заключение прекрасные слова Эдит Крамер. Пусть они послужат для вас руководством к действию и откроют новое понимание вашей родительской роли:
«Ребёнка нужно хвалить, принимать, не требовать ничего, кроме энтузиазма по поводу того, что он рисует. Ребёнка ничему нельзя научить кроме того, что он уже знает, но не знает, как назвать. Взрослый или подросток должен знать, что он делает и что требуется, а дети просто растут, и иногда они что-то, может быть, решат изучить. Дети проходят очень предсказуемые этапы в своем развитии, и не нужно как-либо в это вмешиваться.»

http://s45.radikal.ru/i110/0902/d6/364753c30889.jpg

Напечатано с разрешения автора: http://julkahard.blogspot.com/

+1

5

maminsite написал(а):

Рисование — это первая сигнальная система. Руки должны вытворять на бумаге в точности то, что ты хочешь сказать.

Может быть поэтому доча рисовать стала небрежно.:dontknow: Она рисует свою фантазию, всегда её проговаривает вслух. Такое чувство, что её руки просто пытаются догнать мысли.   

maminsite написал(а):

Творчество — такая же врожденная потребность, как еда и сон. Рисуя, дети избавляются от того, что их мучает, пугает: навяз¬чивых состояний, страха смерти и темноты, страха потерять люби¬мую маму или любимого отца. Все эти страхи присутствуют в жизни самых нормальных детей. Когда мы говорим им, что темнота не страшна и смерть не страшна, мы их обманываем. Мы с головой окунаем их в одиночество, из которого они пытаются выбраться, поверяя листу бумаги свои тревоги.

Я убедилась на себе, настоящая арттерапия. Это трудно объяснить, нужно только попробовать самому.

maminsite написал(а):

Даже в лагерях истребления дети рисовали — они обращались к карандашу и бумаге как к своим спасителям. Цветы, стол с едой, гора, по которой когда-то съезжали на санках, калитка в сад — дети не рисовали почти ничего сказочного потому, что мир, откуда их изгнали, стал для них сказкой.

Очень печально, склоняю перед ними голову...

0

6

Алисия
Спасибо, Гаяночка!

0

7

Рита, за что спасибо? Это тебе спасибо, за то что очеловечиваешь нас, не даёшь зачерстветь.
Скажи, а чья картина в четвёртом посте? :flag:

Отредактировано Алисия (2009-02-10 23:23:05)

0

8

Картинка - это рисунок Юли - автора этой статьи, одной из наших семинаристок:-)

0

9

maminsite написал(а):

Картинка - это рисунок Юли - автора этой статьи, одной из наших семинаристок:-)

Мне очень понравилась. :cool:

0

10

Мне тоже понравился ее сказочный мишутка:-) Может она напишет когда-нибудь про него книгу:-)

0

11

maminsite написал(а):

Первого мы прорисуем уверенными сильными линиями, второго растушуем, выведя на первый план его нежность и припухлые щечки.«Старайтесь отойти от поисков узнаваемых предметов. Это - литературная ассоциация, желательно побыстрей ее выветрить,

Классно!!! http://mybb.ru/f/collection/0226.gif

maminsite написал(а):

«Вы зря раздражаетесь на себя… Пожалуйста, дайте своей душе покой и продолжайте. Это - не произведения искусства, а упражнения, с помощью которых, вне зависимости, нравятся вам результаты или нет, вы что-то сможете понять в дальнейшем.»«Очень часто бесплодные на первый взгляд попытки приводят в раздражение. Оставьте пока упражнения, ведь нет такого закона, по которому они всем подходят…. А что, если поставить спокойную приятную музыку, взять пастель и просто рисовать, что рука рисует? Вдруг это даст ощущение высвобождения?»

Какая молодец!!!

maminsite написал(а):

Наша «училка», как она сама себя называет, никогда не критикует и не навязывает своего мнения. Она дает нам задание и восхищается нашими работами. Она боится нам помешать дойти до всего самим. Но при этом умудряется всегда говорить правду. Как детям. Ведь известно, что с ними всегда нужно быть предельно честными.

Да, как это здорово! :cool:

0

12

Спасибо Рита. После Макаровой я очень осторожно отношусь к Машиному творчеству. Вот сейчас она облепляет фаянсовые фигурки пластилином - украшает. А недавно рисовала, папа предложил ей рожицу НАУЧИТЬСЯ рисовать. Сразу карандаши бросила. Я папу потом потросила не пытаться ее ничему учить. Вроде понял. Поэтому я так ценю занятия с Ирой. Маша сейчас на занятиях мало что делает. Зато после занятий все повторяет и играет с тем что осталось после занятий, сама что-то делает.
Статью распечатала.

0

13

Викуль, здорово!
А статью можно в журнале еще почитать.
Аистенок, февральский номер, он сейчас в продаже:-)

0

14

Вик, спасибо! рада, что что-то получается!
Девочки, про Монтессори-центры - просто жуть! уж лучше простые садики! там хоть не говорят, что творчески развивают! да, техника в руках дикаря - страшная вещь!
к теме - сегодня общалась по телефону с одним педагогом, и разговор коснулся темы про Монтессори. она сказала, что 15 лет назат училась в Москве на курсах, которые с перерывами шли 2 года, вели немецкие еще преподаватели. И что? она стала говорить о том, что у нас дети просто не такие, вот в чем проблема, на ее взгляд. и приводит пример: у Монтессори есть такой позитивный тренинг, или упражнение (не знаю подробно, это из контекста): дети встают в круг, им дается по зажженной свече, и они на ладошке носят ее, ходя по кругу. "Представляете, - говорит мне она - я потратила полгода только для того, чтоб приучить их становиться в круг!". Бедная Монтессори!

0

15

maminsite написал(а):

Так что же мы, взрослые, все-таки должны сделать для наших детей? Ответ шокирует вас: просто оставить их в покое. Купите бумаги побольше, различные средства для творчества: гуашь и акварель, пастель и уголь, карандаши и ластики, пластилин и глину. И предоставьте ребенку одну единственную возможность: побыть наедине со своим рисунком или пластилином. Пусть он сам в своем произведении расскажет вам о своих мечтах, страхах, недавних событиях. А вы можете присоединиться, устроившись с куском пластилина или красками рядышком. Рисующая мама – что может быть лучшим стимулом для малыша? Не навязывайте ему своих мнений о сюжете его рисунка или формах его персонажей, просто хвалите всё, чтобы он ни изобразил.

Вот именно то, что мы пытаемся сейчас открыть для себя с доцькой!!!! :cool: 
Я очень стараюсь НЕ ЗАШОРИТЬ ее

maminsite написал(а):

Как итог, я решила пока никуда не водить свою дочку, а просто подождать, пока она подрастет. Мне тогда и самой будет понятней, что нравится ребенку, а что нет. Она сможет выразить это словами, а я смогу стать более подготовленной к тому моменту.

Я тоже к такому выводу пришла... :yep:
большое СПАСИБО за статью! http://mybb.ru/f/collection/0211.gif

+2

16

Terra cota написал(а):

Бедная Монтессори!

Это точно. То что у нас тут часто пытаются за Монтессори выдать, к ее идеям мало отношения имеет.

0

17

Девочки, а у меня другая проблема. Мы как раз воспитывались дома, делали все, что душе угодно: и рисовали, и лепили, и пели, и музыкальные инструменты осваивали и т.п. А теперь у сына проблема в школе-он не подчиняется школьным правилам, не желает входить в их "рамки".Он совершенно по-другому мыслит, знания у него на голову выше своих одноклассников, он и учится собственно самостоятельно, я ему только направление задаю (чтоб без насилия, агрессии, глупостей современных из мультиков). Я его прекрасно понимаю и поддерживаю, так же, как и учительница, за что ей огромный респект. Только вот мы обе не можем никак понять чем ему помочь? Вроде бы надо ему как-то приспосабливаться, дальше-то будет много учителей и ему тяжело придется. Сейчас начали ходить к психологу, обучаться "нормальному общению", боюсь не навредить моему мальчику. Может подскажете, нет ли в Краснодаре школ, где к детям нормально относятся с точки зрения самих детей, где им нравится учиться и процесс обучения основан на заинтересованности ребенка в обучении, а не на строго ограниченной программе?

0

18

julkich
А вы думали о домашнем обучении? :question:

0

19

Думала уже :( , но мне почему-то кажется, что так ему еще труднее потом придется. Наше общество не подготовлено еще к такому, сверстники будут смотреть как на белую ворону, что в общем-то сейчас и происходит. %-) И что тут придумать не знаю :dontknow:

0

20

Знаете, свободный человек не должен испытывать какие-либо затруднения в общении.
Тут у вас какой-то перебор вышел с уединением, отделением от общества.
Водите его на всякие мероприяти, может совсемстные поездки, типа фестиваля бардовских песен, или семинары, где много людей и когда приходится преодолевать какие-нибудь трудности в бытовом плане- поставить всем вместе палатку, разжечь костер, наудить рыбы, сварить уху. Такие походы укрепляют характер и ребенок растет приспособленным к любому обществу.

+2


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Занятия с детьми, семинары » "Освободите слона и его слонят" - статья о семинаре с Е. Макаровой