Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Сказкотерапия » Теория ТРИЗ для малышей


Теория ТРИЗ для малышей

Сообщений 1 страница 20 из 27

1

Сейчас во всех садах России вводят  ТРИЗ в работе с дошкольниками (теория решения изобретательных задач) в развитии творческой личности.
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, которая учит «раскрывать сознание»; это наука избавления от стереотипов.
Главный принцип ТРИЗ строится на утверждении, что каждая творческая задача имеет множество решений. Человек, который мыслит стереотипами, способен найти лишь 10% из них. А, к сожалению, почти каждый человек зависим от собственных и общественных стереотипов настолько, что в поисках решения подсознательно пользуется ими и находит лишь 10% самых примитивных и стандартных творческих решений. ТРИЗ – это борьба со стереотипным мышлением.
В основе методики лежит возможность выйти за рамки обычного представления о мире.

ТРИЗ - Теории Решения Изобретательских Задач – это методика по развитию творческого мышления у взрослых и детей.
В наше время потребность в людях, умеющих мыслить творчески, нестандартно, возрастает, и эту потребность нужно восполнять. Без творческих людей невозможно полноценное развитие общества.
Как и любое развитие, развитие творческого мышления, умение создавать что-то свое, а не только по шаблону, закладывается в самом юном возрасте, и важно не упустить этот момент.
Многие родители (и не только родители) хотели бы развивать мышление своих детей, да и своё мышление тоже, но не знают как, и с чего начать. Предлагаем начать с изучения ТРИЗ.

+3

2

Специалистами по ТРИЗ Злотиным Б.Л, Зусман А.В. были проанализированы, согласно теории Ж. Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ:
«взрослое» мышление
«детское» мышление
«тризовское» мышление
Сравнительная характеристика показала, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о том, что именно в дети наиболее способны к "тризовскому" мышлению.
Детям 3-4 лет можно начать постепенно давать основы основ ТРИЗ — системный и функциональный подходы. Делать это можно, играя. В этом возрасте ребенок еще не в состоянии усвоить абстрактные правила, но очень любит подражать взрослым. Поэтому, не тратя силы на разъяснение правил игры, нужно сразу начинать играть со взрослым партнером, и после того, как ребенок включится в игру, второй взрослый из игры выходит. Уровень вопросов и правила должны все время усложняться, маленький партнер должен все время встречаться с новыми, интересными задачами.

0

3

Вика-5, обратите внимание, что детки созревают к такому "мышлению" к трем годам или даже немного позже, ведь для этого необходимо абстрактное мышление (что у малышей до трех лет еще не сформировано)...Вот почему меня так удивляет ваша малышка!!!

+1

4

Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь. Важно ребенка научить видеть НОВЫЕ ГРАНИ знакомых вещей!

В ходе занятия ТРИЗ выделяют 7 задач, которые ставит перед собой педагог:
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
Вполне понятно, что предлагаемые нами семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Автору показалось важным затронуть эти семь проблем. Причем, несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.
Взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми.
Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.
Таким образом, наша схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя (родителей) со сказкой, в целях гармонического развития детей.
Мы обращаем особое внимание на содержание каждой схемы. И вот почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Автор же предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.
Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.
Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть-самобранка» и т. д. Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень - это хорошо, что «не обманешь - нс проживешь» и т. д.
Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.
Несколько примеров.
В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?
Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок - «Изнеженность -достоинство принцесс…»
Действительно, не лучше ли повести беседу с ребенком в таком русле. Ведь содержание сказки дошкольникам знакомо (и читают, и по телевизору показывают). Важно не опоздать с главным - научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.
Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия - один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.
Рассмотрим теперь следующий из семи разделов - «Воспитание добрых чувств». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека - подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам:
дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» -в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты… Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств»'.
Возвращаясь к сказке, отметил, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
«Докажи, что Аленка лучше всех»;
«Кого тебе жалко в этой сказке»;
«Как бы ты поступил на месте…»;
«Как движениями похвалить петушка».
Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик - Телесик. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО!

Отредактировано Nusha (2008-05-16 16:50:15)

+4

5

Конечно интересно, продолжай!

0

6

ОК, СПАСИБО 228 !!!!!

Право же, трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы - «Речевая зарядка». Постараемся хотя бы вкратце объяснить, какие методы и приемы будут способствовать воспитанию красивой речи.
Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке). Попробуйте!
Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Заметим, что ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность… Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Отредактировано Nusha (2008-05-16 16:50:48)

+2

7

Nusha написал(а):

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ЕСЛИ ИНТЕРЕСНО!

Nusha, очень интересно!!! Спасибо!

0

8

Замечательная иформация!!!!!!!!!!!!!!!!! Огромное спасибо!

0

9

Nusha написал(а):

Вика-5, обратите внимание, что детки созревают к такому "мышлению" к трем годам или даже немного позже, ведь для этого необходимо абстрактное мышление (что у малышей до трех лет еще не сформировано)...Вот почему меня так удивляет ваша малышка!!!

Nusha, я выписывала журналы "Погремушка" и "Раннее развитие" изд. "Карапуз". В "Погремушке" печатали  картинки, по которым можно было составлять рассказы. Мы их много рассматривали, я рассказывала и о том, что на картинке нарисованно, что было раньше, что потом. А другие журналы предлагают рассказы для детей, например, про зайчика, хороший цикл. И там все рассказы построены на задавании вопросов, описания и делания выводов. Причем очень хорошо по возрастам все описанно. Мы с Машей много подобных вещей читали, разговаривали. Вот и она сейчас, смотрит картинки в других книжках и так же с персонажами "разговаривает". Наверно такие занятия сыграли свою роль. Ведь начали мы еще до года.

+2

10

Вика-5 написал(а):

я выписывала журналы "Погремушка" и "Раннее развитие" изд. "Карапуз". В "Погремушке" печатали  картинки, по которым можно было составлять рассказы. Мы их много рассматривали, я рассказывала и о том, что на картинке нарисованно, что было раньше, что потом. А другие журналы предлагают рассказы для детей, например, про зайчика, хороший цикл. И там все рассказы построены на задавании вопросов, описания и делания выводов. Причем очень хорошо по возрастам все описанно. Мы с Машей много подобных вещей читали, разговаривали. Вот и она сейчас, смотрит картинки в других книжках и так же с персонажами "разговаривает". Наверно такие занятия сыграли свою роль. Ведь начали мы еще до года.

Теперь все стало на свои места, кто Машу научил таким чудесам!!! Маме 100 баллов!

0

11

Русинка написал(а):

Nusha, очень интересно!!! Спасибо!

Вам спасибо, приятно, что информация для кого-то оказалась полезной!!!

ПРОДОЛЖЕНИЕ

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, автор почти к каждому произведению предлагает специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике масленицы как празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота - быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.
Теперь, когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.
Для развития речи детей автор советует чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Рукавичка». Автор предлагает следующие новые названия -«Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т.д.
Мы с вами уже уяснили, что со сказками работа идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а …, Не Красная Шапочка, а … , Не Иван-царевич, а … ).
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, автор прибегает к довольно редко используемому приему - «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, мы не вводим для детей столь сложную терминологию (глаголы, существительные). Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи - бы - де - ба - бы - у ни - ку - ря - сне - ку - ря - и т.д.»
Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);
- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);
- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».
Теперь обращаем ваше внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух - дошкольник определяет как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности советуем взять в руки «микрофон» (заменитель - ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.
Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения». Особо обращаем внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Значительная часть предлагаемых тризовских методов достаточно подробно описана ниже. Мы же обратим внимание на дополнительные задания этой рубрики. И начнем с «киднэпинга». Новое слово, которое все чаще появляется на устах взрослых. Речь идет о похищении детей. Есть проблема - значит, нужно ее решать. В том числе и с помощью скачок, ведь в них тоже нередко присутствует элемент похищения. Поэтому мы приобщаем детей к придумыванию паролей, которые воспрепятствовали бы всяческим похищениям. Вначале они придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи. Ведь совершенно не помешает, если в вашей семье будет действовать какой-либо пароль, знакомый лишь ее членам.
Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Еще один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же оговоримся, что это нелегкая работа и для нас, взрослых. Посудите сами: нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Отредактировано Nusha (2008-05-16 16:52:30)

+1

12

Каждая личность - клад фантазии. Убеждены в том, что у ваших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательность относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В данном случае дошкольник изобретает, то есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и нужно разнопланово:
- придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.);
- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама - цветок, я - Иван-царевич, папа - тучка и т.д.);
- составлять фантастические сказки о себе.
Следующий метод в общей системе развития мышления и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:
- А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;
- Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку…
Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной развивающей направленностью. В этом плане нельзя не отметить «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.
Например, ваш ребенок смотрит по телевизору так полюбившийся сегодня мультсериал «Том и Джерри». По окончании просмотра полезно спросить: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки?». Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели. Другой пример. После чтения сказки «Золушка» дети при вашем участии называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок. Это может быть и Красная Шапочка, и Крошечка-Хаврошечка, и сестрица Аленушка и т.д.
Еще один метод - метод шифров приводим мы к качестве возможного в этой рубрике. Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений - значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения. Шифровать можно по-разному:
- перевернуть слово слева направо («Путаница» -«Ацинатуп»);
- изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цуьаница»);
- зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты;
- зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Отредактировано Nusha (2008-05-16 16:54:14)

+1

13

Nusha написал(а):

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса.

Абсолютно! Мгновенно включается в такую игру! Сама иногда удивляюсь, неужели он понимает скрытое значение какой-нибудь фразы??? Понимает! И это удивляет порой невероятно! Как у любого родителя просыпается пунктик: Мой самый умный! :rofl:

+1

14

Русинка написал(а):

Абсолютно! Мгновенно включается в такую игру! Сама иногда удивляюсь, неужели он понимает скрытое значение какой-нибудь фразы??? Понимает! И это удивляет порой невероятно! Как у любого родителя просыпается пунктик: Мой самый умный!

Так оно и есть - ваш самый умный!  :cool:
А вы как к этому пришли? как развивали?

0

15

Теперь о связи сказки и математики.
Не случайно еще К. Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики - это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Тем более, когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки. В этой же рубрике - «Сказка и математика» - находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространенный из них «Чем похожи, чем отличаются». Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее, школьнику очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала…» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?».
Когда ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Вы, к примеру, догадались, что нижеследующая модель(один большой и семь маленьких треугольников) напоминает сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка».
Работая в этом направлении, взрослые постепенно уводят ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть в конечном счете готовят детей к математической деятельности, только со знаками и числами.
Значительное место в этой рубрике отведено, как всегда, преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре.
В настоящее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания и времени отводит формированию кинестетических способностей, которые заложены внутри нас, - способностей воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т.д. Поэтому барическое чувство (веса), а также верное восприятие времени проходит в заданиях, так или иначе связанных со сказкой:
Сколько весит булава?
За какое время пробежит лиса 10 метров?
12 суток летела булава - это сколько дней?
Сколько иголок у ежика - как можно ответить на этот вопрос?

0

16

Одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня, -формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе. Исследования в этой области убеждают в том, что в большинстве своем представления о природе поверхностны и отрывочны - они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмем, к примеру, семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - плоды - варенье и т.д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от варенья в данном случае до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и все находится в развитии.
Остановимся более детально на взаимозависимостях в этом плане. Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве).
Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя:
А если бы не наступила весна?
А если бы пропал ветер?
А если бы погасло солнце? и т.д.
Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми. Природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива. Вот и приходится нередко ¦ использовать уже знакомую игру «Хорошо - плохо» (аналогия «Вред - польза»). Так, болото - это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото - это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живется в нем и т.д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки мы знакомим 'детей с природой во всем ее многообразии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

0

17

Наконец, последняя рубрика «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно. Поскольку такое направление достаточно подробно описано в книге «От трех до семи» (глава «Учим детей изображать»), в данном случае лишь одной строкой напомним некоторые приемы, наиболее часто повторяемые:
- объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;
- пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;
- рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;
- волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;
- монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;
- «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;
- коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы.
Прежде чем перейти к разработкам по универсальной схеме, советуем изучить творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора. Их описание поможет более широко и разнопланово использовать полюбившиеся детям тексты.
Знакомые герои в новых обстоятельствах.

УЧИТЕ, РАЗВИВАЙТЕСЬ, ВЫХОДИТЕ ЗА РАМКИ СТАНДАРТОВ!!! :flag:

+1

18

Nusha написал(а):

А вы как к этому пришли? как развивали?

Особо никак не развивали. Просто мы с мужем часто общаемся между собой в таком стиле. Так, с юмором, как-то приятней, чем "хрестоматийно" :D Ну и Олежка с малолетства слышит наши такие разговоры. По-моему, он научился "слышать" истинный смысл сказанного раньше, чем начал сознательно размышлять, говорить, реагировать конкретно  на конкретные слова. Скажешь что-нибудь, а он сидит хихикает :D

0

19

Nusha написал(а):

- монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;

Вот так мы еще не пробовали. Спасибо за интересные идеи!!!

0

20

Вика-5
228
Русинка
и все, все, кому была интересна эта информация - огромное спасибо за отзывы!
Наконец-то нашла для вас ссылочку, где можно более подробно почитать про методику - книга Фесюковой "Воспитание сказкой" - http://www.koob.ru/fesiukova_l_b/vospitanie_skazkoj

+1

Похожие темы


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Сказкотерапия » Теория ТРИЗ для малышей