Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду


Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду

Сообщений 1 страница 20 из 21

1

В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную.

Оральная стадия (0-1 год).
Оральная стадия характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а, следовательно, и потенциальной
фрустрации, сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением.
Оральная стадия состоит из двух "фаз -- ранней и поздней, занимающих первый и второй полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии -- рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов.
Сосание, по 3. Фрейду , это тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской Груди есть самая важная вещь в жизни".
Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но после некоторого времени сосание становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда сосет в отсутствии пищи и даже сосет свой большой палец. Этот тип наслаждения в трактовке 3. Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому эту стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни, считал 3. Фрейд , ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка -- это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, при котором он не осознает существования
других объектов в мире. Глобальное базисное нарциссическое состояние -- это сон, когда младенец ощущает тепло и не имеет никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от пего.
Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.
Внутриутробное существование человека, по 3. Фрейду , в противоположность большинству животных, относительно укорочено; на свет он появляется менее подготовленным, чем они. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация "Я" и "Оно", повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно вырастает значение объекта,который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить потерянную внутриутробную жизнь. И этот объект -- мать. Биологическая связь
с матерью вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при самом лучшем уходе неизбежны ограничения. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам З. Фрейда , достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.
Во второй половине оральной стадии с появлением зубов к сосанию добавляется укус, который придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По 3. Фрейду , у новорожденного нет "Я". Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно". Инстанция "Я" -- часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира.
Функционирование инстанции "Я" связано с принципом "удовлетворение -- отсутствие удовлетворения". Как только что отмечалось, первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как отсутствие матери для него есть, прежде всего, отсутствие наслаждения. На этой стадии не существует еще инстанции "Сверх-Я", и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с "Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточно удовлетворения
своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и не может поэтому перейти на следующую стадию генетического развития.
Эти идеи 3. Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода.
На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению 3. Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность,требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

«Застревание» на  оральной   стадии , по 3.  Фрейду , сказывается на взрослой личности в виде зависимости от  оральных  стимулов. Люди раздражительные, агрессивные, саркастичные, склонные к перееданию, грызущие ногти, сосущие волосы и пальцы, много говорящие, беспрестанно курящие, любящие жевательную резинку, леденцы и семечки, как сказал бы 3.  Фрейд , «застряли на  оральной   стадии  развития». Наоборот, удовлетворительное грудное вскармливание, близость матери способствует развитию и дает спокойных, самостоятельных людей.

+2

2

Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает здесь конфликтный характер. По отношению к Поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция "Я", и теперь она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в качестве воспитателей в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков,-- аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества - следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом
уровне развития.

Ребенок, успешно прошедший эту стадию, по 3. Фрейду, легко переходит на следующий уровень развития; быстрое же и насильственное приучение к горшку часто ведет к «зацикливанию» на требованиях гигиены, чистоты, опрятности, а полное невнимание взрослых к исполнению ребенком требований опрятности создает основу для формирования негативизма, анархичного поведения, агрессивного лидерства.

+1

3

Фаллическая стадия (3-5 лет) Характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные  органы.  До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребёнка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителю противоположного пола Фрейд назвал «Эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом Электры» для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребёнка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем отца и женившемся на матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть и страх.
Разрешение, или освобождение от «эдипова комплекса», совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. В случае с маленькой девочкой положение дел ещё более сложное, и Фрейд, кажется, никогда не имел полной ясности в этом пункте. Для обоих – и для мальчиков, и для девочек – предполагается, что после оральных и анальных фаз и те, и другие первоначально имеют фаллическую ориентацию. Девочка начинает интересоваться своим клитором, как биологическим эквивалентом пениса мальчика, но так как этот орган представляется очевидно низшим по сравнению с мужским аналогом, то у неё развивается завистливое желание быть такой, как мальчик.  У Фрейда это называется «завистью к пенису» и постулируется, что имеющая место привязанность девочки к её отцу – комплекс Электры – из греческого мифа, в котором Электра способствует смерти своей матери, Клитемнестры, убившей её отца, Агамемнона – возникает лишь тогда, когда она отказывается от надежды быть мужчиной и смиряется  с собственной кастрацией как с данным фактом. Во фрейдовской интерпретации мужской эдипов комплекс разрушается посредством комплекса кастрации  и отбрасывается по причине боязни кастрации, в то время как женский комплекс вызывается с помощью комплекса кастрации, когда разочарованная отсутствием пениса, девочка обращает свою любовь на отца и отвергает мать. Тот факт, что девочка думает: «Я была наказана», в то время как мальчик страшится: «Я могу быть наказан» считается имеющим важные последствия для их последующего развития. Но у обоих полов эдипов комплекс появляется как высшая точка инфантильной сексуальности, а преодоление усилий данного периода при достижении взрослой сексуальности необходимо для нормы, тогда как бессознательная привязанность ( прицепленность) к эдиповым тенденциям является типичной для невротичной психики. 
              Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я». Именно поэтому преодоление «эдипова комплекса» играет важную роль в психическом развитии ребёнка. . Фрейд был уверен, что у мальчика супер-эго выросло из остатков эдипова комплекса, а ощущение вины, некогда базировавшееся на страхе наказания и отвержения со стороны родителей, благодаря введению родительских стандартов  внутрь самой психики, стало бременем, наложенным на самого себя. Так как предполагалось, что у мальчика комплекс кастрации является сильнейшим фактором, приводящим к концу эдипову стадию и следовательно, формирующим супер-эго, и поскольку, как мы уже видели, маленькая девочка вынуждена принимать «кастрацию» как неприятный факт, как fait accjmpli  (свершившийся факт фр.), постольку маленькие девочки никогда не могут (так утверждают фрейдисты) развить сильное супер-эго.
Одному из пациентов Фрейда, маленькому Гансу было пять лет, и он отказывался выходить из дома из страха, что его может укусить лошадь. На основе бесед с мальчиком и его отцом Фрейд пришёл к выводу, что этот страх является продуктом  комплекса Эдипа. Аргументом было то, что пенис у папы Ганса больше, чем у мальчика. Ганс обсуждал эти «идеи» с отцом и пришёл к выводу, что у лошадей пенис ещё больше. Таким образом, страх Ганса перед своим отцом заменился на страх перед лошадьми, которые могут его укусить (кастрировать). Фрейд заявил, что детская сексуальность проявляется сразу же у ребёнка, а не в воспоминаниях взрослого. Этот случай поставил две проблемы. Первая состояла в том, что этот самый Маленький Ганс появился у Фрейда  через четырнадцать лет и ровным счётом ничего не помнил о тех событиях. Второе: сам Фрейд сыграл минимальную роль в этой истории, хотя и приписывал ей важное значение.
Другим знаменитым случаем, который приводил Фрейд, был случай Сергея Панкиева, состоятельного российского аристократа. Он был тяжёлым невротиком, тревожным, зависимым, судорожным искателем женщин с обширными ягодицами, которые оказались бы способны потворствовать его сексуальным запросам. Он сам называл себя «человек – волк» , следуя своему сну, который и дал ключ ко всему неврозу. В своём сновидении он увидел открытое окно, а там – несколько крупных белых волков, сидящих на ветках дерева. Он завопил и проснулся. Это сновидение настигло его в возрасте четырёх лет, и тогда-то и начался этот невроз. Фрейд настаивал на том, что человек-волк фактически был свидетелем полового акта своих родителей в раннем возрасте. Это драматическое событие, которое Фрейд назвал первичной сценой, и привело к неврозу, к страху перед кастрацией, к навязчивому поведению и к глубоко запрятанному страху перед отцом. Человек-волк был очень аномальной личностью, и Фрейд работал с ним четыре года подряд, причём состояние того стало намного лучше к концу лечения, Для Фрейда это было прямым доказательством его теории эдипого комплекса. 
Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы  и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция «Я». Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов «Оно» и одновременно против строгости «Сверх-Я». В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребёнка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты становятся вытеснение и сублимация.
По Фрейду, самые важные периоды в жизни ребёнка завершаются до пяти лет; именно в это время формируются  главные структуры личности. По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.
Для этой стадии характерны также изучение половых органов и первые игры с ними, детская мастурбация, сексуальное любопытство, соревновательное и честолюбивое чувства, но более всего — эдипов комплекс, потому что первые люди, которые привлекают внимание ребенка, — это его родители.

+1

4

По 3. Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5—6 лет; именно к этому времени сформированы все три главные структуры личности. После пяти лет наступает длительный период латентной детской сексуальности (5—12 лет), когда прежнее любопытство в отношении сексуальных проявлений уступает место любопытству по отношению ко всему окружающему миру. Либидо в это время не фиксировано, сексуальные потенции дремлют, и у ребенка есть возможности для идентификации и построения Я-идентичности.

Он идет в школу, и большая часть его энергии уходит в учение. Стадия характеризуется общим снижением сексуальных интересов: психическая инстанция Ego полностью контролирует потребности Id; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со взрослыми и сверстниками за пределами семейного окружения.

Латентная   стадия  (5-12   лет) характеризуется  снижением   полового интереса.  Психическая  инстанция  "Я"  полностью  контролирует  потребности "Оно"; будучи оторванной от  сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре,  а также
на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами
семейного окружения.
     Генитальная стадия (12- I8 лет) -- характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений,  теперь  все бывшие эрогенные  зоны  объединяются, и подросток, с точки  зрения З.Фрейда, стремится  к одной  цели -- нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения
может быть затруднено, и тогда можно  наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации  или регрессии  к  той  или  другой из  предыдущих  стадий развития со всеми их  особенностями. На  этой стадии  инстанция  "Я"  должна бороться  против агрессивных  импульсов "Оно",  которые вновь  дают  о  себе
знать. Так, например, на этом  этапе может вновь возникнуть Эдипов комплекс, который  толкает  юношу к  гомосексуальности,  предпочтительному  выбору для общения  лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция  "Я"  использует  два  новых  механизма  защиты.  Это  аскетизм  и
интеллектуализация.  Аскетизм  с помощью внутренних  запретов  тормозит этот феномен,  а  интеллектуализация  сводит  его   к  простому  представлению  в воображении  и  таким   путем  позволяет  подростку  освободиться   от  этих навязчивых желаний.
     Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется  процессом развития  его  "Оно",  "Я" и  "Сверх-Я"  и  их взаимодействиями.  Нормальное развитие, по  3.  Фрейду,  происходите  помощью  механизма  сублимации  ,  а развитие,  которое происходит посредством  механизмов вытеснения,  регрессии
или фиксации, рождает патологические характеры.
     Описаны  два  наиболее  ярких  типа  характера,  формирующихся  на этой стадии;  психическая  гомосексуальность   и   нарциссизм.   В   психоанализе психическую гомосексуальность  не  всегда  рассматривают как  грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу   замещается   товарищеской   привязанностью,   дружбой,   общественной деятельностью в обществе лиц своего пола.  Такие люди  строят  свою жизнь  и поступки на  основе предпочтения общества семье  и создают тесные социальные связи  в компаниях лиц  своего пола. Второй тип  сексуального  характера  --нарциссизм.  Он  характерен тем,  что  либидо личности  как бы отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя  как  объект  своих сексуальных стремлений;  для  нее  внешние  объекты удовольствия   отступают   на   задний   план,  а  главное  место   занимают самоудовлетворенность  и самодовольство.  Подобные характеры направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

+1

5

ой, как в тему, у нас сейчас как раз Фаллическая стадия (3-5 лет), боремся с ней, но особыми успехами нельзя похвастаться, но вот интерпритация по Фрейду, меня пугает.maminsite, спасибо за инфу.

0

6

Светик, а как вы боретесь и что происходит?
Может ребенок самостоятельно сможет преодолеть эту стадию?

0

7

maminsite, пришлось советоваться с воспитателями как в садике так и из более страшего поколения. Нам сейчас помогают разговоры о том, что гениталии если их постоянно трогкать грязными руками, то попадет инфекция и .... а дальше уже на сколько у тебя хватит воображения. Ведь сегодня она боится , а завтра уже эти отговорки не действуют, вот и приходится изгаляться, выдумывать какие еще могут быть последствия.
На днях она спросила если ей отрезут писю, то она умрет? мой утвердительный ответ, её на данный момент пугает.
Рита, у вас тоже трудности такого рода? Вы как боритесь?

maminsite написал(а):

Может ребенок самостоятельно сможет преодолеть эту стадию?

она то этот период преодолеет (нас все в этом уверяют), но вот лично я боюсь, чтобы она не вошла вовкус.

0

8

Света, по-моему вы зря ее запугиваете. Это совершенно естественный процесс. А тут получается, что вы воспитываете комплексы по поводу сексуальности. Это может привести к тяжелым последствиям во взрослой жизни. А тут еще и страх смерти возникает. Извини, но мне так кажется.

южанка написал(а):

лично я боюсь

А как с тобой в детстве поступали? Откуда эти страхи? Боишься ты, а страдает ребенок.

0

9

Вика-5, ну не знаю. В том то вся и проблема, что я не знаю как однозначно себя вести. С одной стороны, я ведь не говорю, что это плохо или хорошо, чтоб не развился тот самый сексуальный комплекс. С - другой, и ты права, я как-то не сильно задумавалась над тем, что появляется страх смерти.

0

10

Ну "инфекция". Ты делаешь акцент на на это. А это значит отношение к сексуальности, к своему полу как к чему-то грязному. У Эды Ле Шан есть книга - "Когда дети и взрослые сводят с ума друг друга". Там хорошо все описано. К сожалению в интернете я не нашла полный текст. И еще есть детские психологи, которые хорошо затрагивают эту тему. А запугивание ребенка - это неприемлемый вариант. Потом чувство вины ей жить не даст.

0

11

Вика-5 написал(а):

Эды Ле Шан есть книга - "Когда дети и взрослые сводят с ума друг друга".

у меня эта книга лежит в "корзине" уже больше полугода, мне всё её обещают выслать, но никак.

0

12

Я видела в КП. И в других магазинах она тоже есть. Жаль, что на посиделки не приедешь. Я бы тебе почитать дала.

0

13

Существует ли детская сексуальность?

Сегодня уже никто не спорит, что секс в нашей стране все-таки есть. После долгих лет стыдливого замалчивания и последовавшего затем бурного всплеска откровенности отношение к этому предмету почти утратило нездоровый оттенок. Пожалуй, единственная тема, которая продолжает вызывать острую полемику, - это так называемая детская сексуальность.

Интерес ученых к этой теме возник на рубеже веков. Книга немецкого доктора Альберта Моля "Половая жизнь ребенка" произвела в те годы эффект разорвавшейся бомбы. Но подлинную революцию в этом вопросе ознаменовало создание Зигмундом Фрейдом теории детской сексуальности.

Справедливости ради надо заметить, что сам Фрейд исследованиями детской психики практически не занимался. Из его многочисленных научных трудов лишь одна небольшая статья посвящена анализу детских страхов. Свою теорию знаменитый психиатр создал, опираясь на данные придирчивого самоанализа, а также на откровения своих взрослых пациентов. Теорию Фрейда приложила к изучению детского возраста его дочь Анна, которая, кстати, сама детей не имела.

"Анатомия - это судьба". Говоря так, Фрейд подразумевал, что все мироощущение и поведение человека решающим образом зависит от его принадлежности к тому или другому полу. Поэтому становление личности, психическое развитие правильнее было бы назвать психосексуальным развитием. Идеи Фрейда получили во всем мире, а теперь и у нас, широкое распространение и, увы, поверхностную, не совсем верную трактовку. Благодаря ей ребенок предстает эдаким монстром, который с малых лет озабочен кровосмесительными фантазиями и эротическими играми. А такое понимание детской сексуальности далеко от истины.

Видный последователь Фрейда французский психоаналитик Пьер Дако подчеркивает: детскую сексуальность нельзя отождествлять с отправлением половой функции, так как сама эта функция в детском организме еще не оформилась. Ребенок не может стремиться к половому удовлетворению, поскольку до этого просто не дозрел. Поведение ребенка действительно с малых лет определяется его принадлежностью к своему полу и в этом смысле имеет половую окраску. Именно в таком значении следует говорить о детской сексуальности, а акцентирование эротических моментов было бы неоправданным преувеличением.

Но как же объяснить такие особенности детского поведения, как сексуальные интересы, эротические игры, наконец - онанизм?

Действительно, большинство детей еще в дошкольном возрасте проявляют повышенный интерес к половой сфере, к проблеме деторождения и т. п. Впрочем, детям вообще свойственна повышенная любознательность - для них это средство познания и освоения окружающего мира. Их интересует буквально всё, в том числе и "это". То есть сексуальный интерес ребенка по сути составляет компонент общего познавательного интереса. "Куда садится солнце?", "Почему дует ветер?", "Откуда берутся дети?" - для ребенка это вопросы одного порядка.

Обострение интереса к половой сфере, действительно, может иметь место. Но, как правило, оно бывает спровоцировано самими взрослыми. Ведь почти на любой вопрос родители спокойно отвечают, а вопросы, касающиеся пола, часто вызывают у них смущение, негодование, стремление уклониться от ответа. Не будем забывать, что теория Фрейда сложилась в эпоху пуританских нравов, когда "нездоровый" детский интерес принято было строго пресекать. Сегодня, когда существует даже детская энциклопедия сексуальности, многие родители легко находят на любые детские вопросы вполне приемлемые ответы. И, как выясняется, детский интерес, будучи адекватно удовлетворен, не приобретает нездоровой окраски и часто вообще сходит на нет.

Значит, следует говорить ребенку правду? Да, следует. И пусть это никому не покажется странным, противоестественным, неуместным. На детские вопросы необходимо отвечать. Главное - как. Ответы типа "Мал еще..." проблему не решают, а, наоборот, усугубляют. Попытки перевести разговор на другую тему - вариант, в принципе подходящий, но трудно осуществимый; ребенка такой прием едва ли устроит, и он скорее всего вернется к своему вопросу. Байки про аиста, капусту или покупку детей в магазине могут на короткое время разрядить ситуацию. Однако вскоре ребенок так или иначе узнает, что был неуклюже обманут, и это надолго подорвет его доверие к родителям как к источнику достоверной информации. Суть в том, чтобы, говоря ребенку правду, донести ее не всю, а ту часть, которую он в меру своего разумения способен адекватно воспринять. Конечно, и выражения при этом должны быть доступные ребенку.

В информировании детей по вопросам пола важно не "перегнуть палку", не торопиться донести до малыша сведения, его еще не касающиеся и не интересующие. Информация, трудно доступная пониманию, может породить совершенно ненужные размышления и фантазии, а может и травмировать психику ребенка. Крайне нежелательно, чтобы ребенок стал свидетелем интимных сцен на теле- и киноэкране. И абсолютно недопустимо, чтобы он имел возможность наблюдать интимную близость родителей. Психотерапевты указывают, что многие люди, страдающие отклонениями в сексуальной сфере, в детстве были травмированы не предназначенным им зрелищем. Описаны многие случаи фригидности женщин, порожденной психической травмой, когда в детстве девочка случайно наблюдала половой акт родителей. Недоступная детскому пониманию сцена воспринимается как акт насилия над женщиной, и в подсознании надолго откладывается настороженность к мужчинам и отвращение к близости.

Детский познавательный интерес лежит и в основе так называемых эротических игр. Не секрет, что многие дошкольники удовлетворяют свой интерес к строению человеческого тела, играя в "докторов", в "папу и маму" и т.п. Внешне такие игры действительно производят впечатление сексуальных манипуляций: тут и обнажение, и интимные прикосновения и т.п. Но и в этой ситуации негодование взрослых едва ли уместно. Удовлетворение интереса наступает быстро, и подобные игры сами собой сходят на нет. Если же детей за этот "разврат" стыдить и наказывать, то в результате можно получить тот самый нездоровый акцент, который пугает взрослых. Гнев родителей может лишь подогреть интерес, уже почти удовлетворенный и исчерпанный. Поэтому преследовать такие игры не стоит, в привычку они наверняка не войдут. Взрослым надо лишь занять детей чем-то не менее интересным. И уж, разумеется, недопустимы акценты на сексуальной стороне ситуации. Кстати характерно, что если в семье есть дети разного пола, не сильно различающиеся по возрасту, и они имеют возможность увидеть друг друга обнаженными в будничной бытовой обстановке, то их подобные игры вообще ничуть не увлекают.

Что касается онанизма, то о сексуальной окраске этого явления речь можно вести лишь начиная с подросткового возраста, то есть по мере приближения к половой зрелости. Онанизм встречается и в более раннем возрасте, но в этих случаях имеет характер навязчивой привычки, наподобие сосания пальца или грызения ногтей. Эта привычка может иметь невротическую природу, тем более если строго преследуется взрослыми. Но о "порочных наклонностях" вовсе не свидетельствует.

Решающим аргументом теоретиков детской сексуальности выступает существование так называемого Эдипова комплекса.Чтобы разобраться в этом явлении, для начала уточним, кто такой Эдип. Согласно древнегреческому мифу, так звали мальчика, который родился в семье фиванского царя Лая. Еще до рождения ребенка оракулы предрекли Лаю, что тот погибнет от руки собственного сына. Поэтому по приказу отца слуги унесли младенца Эдипа из дворца и бросили его на верную смерть в пустынной местности. Ребенок, однако, не погиб, а был подобран и воспитан совершенно чужими людьми, которых до поры считал своими родителями.

Повзрослевшему Эдипу каким-то образом открылось касавшееся его пророчество, и он в испуге покинул дом, не желая, чтобы оно сбылось. Судьба (по мнению древних греков, неумолимая и всесильная) столкнула его на дороге с незнакомцем - Лаем, которого он и убил в результате завязавшейся ссоры. Позднее неподалеку от города Фивы ему удалось совершить чудесный подвиг и уничтожить чудовище, наводившее ужас на горожан. Восторженные фиванцы провозгласили Эдипа царем, и он женился на вдове Лая, не ведая, что это его собственная мать. История на этом не закончилась и имела немало печальных последствий, что, однако, для нас уже не так важно.

Миф об Эдипе получил неожиданную трактовку в трудах Фрейда. Для Фрейда центральной движущей силой поведения человека выступали глубинные неосознанные влечения, сексуальные по своей природе. Поскольку такие влечения считаются недопустимыми, для них не находится места в сознании, и они "вытесняются" оттуда в сферу бессознательного, продолжая влиять на мироощущение и поведение человека. Фрейд считал, что у мальчиков формируется комплекс Эдипа в результате вытеснения в раннем детстве влечения к матери и соответственно враждебности к отцу как к сопернику. Девочкам же свойствен аналогичный комплекс Электры (по имени героини еще одного мифа); это совокупность враждебных чувств к матери, которые обусловлены ревностью к сопернице, мешающей безраздельно владеть отцом.
По мнению фрейдистов, этот комплекс - универсальный механизм созревания личности, присущий всякому человеку. Но это мнение оспорено многими специалистами.

Так, еще в 20-е годы английский антрополог Бронислав Малиновский (в ту пору ревностный фрейдист) столкнулся с абсолютной невозможностью выявить Эдипов комплекс у аборигенов Меланезии. Это сильно поколебало его приверженность идеям Фрейда, а многих специалистов заставило сделать вывод, что комплекс не является универсальным и не присущ изначально каждому человеку. Попытки психологов экспериментально подтвердить идеи Фрейда также не дали положительного результата. Было высказано мнение, что данный комплекс - социально обусловленный механизм. В истории культуры он появляется в связи с возникновением патриархальной семьи как протест сыновей против всевластия главы рода. Так или иначе, на бытовом уровне совершенно очевидно, что похожее явление вполне может возникнуть в семье, где отец суров, властен и даже жесток, а мать - любящая и нежная. В таких обстоятельствах естественна сильная привязанность к матери и настороженное, недоброжелательное отношение к отцу.

Впрочем, и при достаточно ровных и гармоничных отношениях в семье можно наблюдать явление, в чем-то напоминающее пресловутый комплекс. Мальчик как представитель мужского пола видит перед собой ближайший образец мужественности - своего отца. И он стремится не только подражать ему, но и превзойти его. В этом и состоит скрытый элемент соперничества. Тут особенно значимо признание ближайшей женщины - матери. И мальчик вступает в своего рода борьбу за ее поощрение и привязанность. В такой трактовке комплекс Эдипа оказывается фактически лишен налета сексуальности.

Обобщая сказанное, можно с уверенностью утверждать, что если так называемая детская сексуальность не будет подстегнута неосмотрительным поведением родителей, то данная проблема сама по себе не возникнет, ибо не имеет в детском возрасте абсолютно никаких внутренних природных источников.

Воспитание, безусловно, не должно быть "бесполым". То есть детей с малых лет следует воспитывать как мальчиков или как девочек, будущих мужчин или женщин. Но именно будущих, не торопясь приписывать им то, до чего им еще предстоит дозреть.

Автор: Сергей Степанов

0

14

Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть - восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.

Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.

Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.

Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Не спит мать, караулит дочь, не спит дочь - караулит мать. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.

Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.

Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.

Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее "излеченной" вредной привычки.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.

Автор: В.И. Гарбузов, профессор, психоневролог-психотерапевт, врач высшей категории.

0

15

Здесь, как видно, достаточно тонкая грань между нормой и "обратите внимание". Однако во всех случаях, не стоит наводить панику. Следует помнить, как бы это ни противоречило вашим инстинктивным чувствам, что, по мнению большинства специалистов, лучшее, что могут сделать родители, заметив, как их маленький ребенок занимается сексуальным самоисследованием, это попросту не волноваться. Как замечает психолог Сельма Фрайберг: "Отношение ребенка к самому себе, его самооценка тесно связаны с тем, как он воспринимает собственное тело. Ребенок, заметивший, что его сексуальные игры возбуждают в родителях отвращение, может придти к выводу, что у него плохое тело и что сам он как личность тоже плох".

Поищи в интернете. Там много есть статей на эту тему.

0

16

Светик, может и вправду какое воспаление есть?

У нас интересуется различиями между мамой и сыном, но впределах нормы.

0

17

У нас хорошо всё прошло: просто безразлично даже я б сказала, у мальчиков так, они же мальчики, а у девочек так, всё спокойно и даже это никогда не затрагивалось ттт

0

18

Вот и у нас было недавно нечто. Пришлось немного ремня даже дать.

Не знаю, может из садика принес.

0

19

А я вот нашла статью о том как деткам объяснять о различиях между мальчиками и девочками:Рзговор с детками.
Я считаю, что дети должны узнать об ЭТОМ от родителей, а не от друзей на улице!

0

20

Очень хорошая темка - подтвердила мое мнение и убила опасения!!! http://forumupload.ru/uploads/0000/0a/cd/66211-2.gif

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Психология » Психосексуальное развитие ребенка по З. Фрейду