Сами ешьте вашу кашу!

или кое-что о психологии введения прикормов

И аппетит у детей, и особенности их кормления столь же индивидуальны, как и темперамент. Одни дети охотно едят твердую пищу уже в 4 месяца, тогда как другие проявляют мало интереса к ней даже в период от 9 месяцев до года.

Когда малышу исполняется 4-6 месяцев, родители часто спрашивают, можно ли начинать давать детям твердую пищу. Движения языка ребенка и навыки глотания – вот на что в первую очередь должны обращать внимание родители, когда хотят переводить ребенка на твердую пищу.

В первые месяцы жизни у детей наблюдается защитный рефлекс «выталкивания», который проявляется в следующем: если в рот попадают твердые частички пищи или инородные тела, язык автоматически выталкивает их, не давая малышу подавиться твердой пищей. В период от 4 до 6 месяцев этот рефлекс ослабевает. Еще одним подтверждением того, что дети раннего возраста не приспособлены к введению твердой пищи, является то, что зубы редко появляются раньше 6-7 месяцев.

Важный поведенческий признак того, что пришло время начинать – ребенок начинает «попрошайничать» – он тянется к еде на вашей тарелке, выхватывает у вас ложку, смотрит на вас голодными глазами, подражает вашим жестам во время еды (широко открывает рот – как это делаете вы, готовясь что-то съесть). Умение сидеть на детском креслице и брать пищу большим и указательным пальцами – дополнительные признаки того, что ваш ребенок готов переходить на твердую пищу.

За последние 10-15 лет многое изменилось в практике кормления, причем в лучшую сторону. Наших мам учили кормить детей по жесткому расписанию, и они бывали очень раздосадованы, когда малыш не съедал положенную ему порцию. «Мы никак не можем отучить внучку от груди, – жалуется энергичная бабушка розовощекой десятимесячной Аленки. – Она уже два месяца наотрез отказывается от прикормов. Представляете, даже если мне удается запихнуть в нее несколько ложек, она тут же срыгивает!» Стоп. Уважаемая бабушка, представьте на минуту, что вы Гулливер в стране великанов. Вместо привычного для вас способа кормления, добрые великаны сажают вас в высокий стульчик и предлагают вкусные вроде бы вещи, но как-то уж очень навязчиво, упорно стараясь увеличить порцию, не особенно интересуясь при этом, хочется ли вам есть. Как бы вы стали реагировать, если бы эта ситуация повторялась изо дня в день несколько месяцев подряд?

Помните, ваша задача – познакомить ребенка с новыми вкусовыми ощущениями и осязанием твердой пищи, а вовсе не напихать в него побольше еды. Малыш попробовал, узнал вкус новой пищи; увеличьте количество массы, кладя ее на середину языка ребенка. Наблюдайте за его реакцией. Если процесс кормления сопровождается довольной улыбкой, значит, можно переходить на такую пищу. Если же ребенок выплевывает ее, а на лице у него недовольная гримаса, значит, еще рано. Будьте внимательны к желаниям ребенка. Малыш, находившийся на исключительно грудном вскармливании, не сможет сразу перестроиться на жесткий режим кормления. Кроме того, сегодня он может съесть всю баночку пюре, а завтра всего лишь ложку, а то и вовсе отказаться от прикорма. Чередуйте продукты. Детям быстро надоедает одна и та же пища. Кстати, если мама кормит грудью, лучше давать ребенку твердую пищу ближе к концу дня, когда у нее остается уже мало молока, или между кормлениями, но не вместе с грудным молоком, поскольку, как показали недавние исследования, в этом случае из молока хуже усваивается очень ценное железо.

Как сделать, чтобы ребенок шире открывал рот? Если ребенок с сомнением смотрит на протянутую ему ложку с едой и не хочет открывать рот, попробуйте спросить его, назвав по имени: «Хочешь грушу? Открой ротик!» И тут же откройте свой рот. Скорее всего, малыш сделает то же. Этот старый как мир способ, используемый родителями, учитывает способность детей повторять слова и жесты. Если ложка с едой ассоциируется у ребенка с вашим открытым ртом, он будет широко открывать свой

Американские врачи Уильям и Марта Серз, родители восьмерых детей, советуют в качестве первой «ложки» ребенка использовать свой собственный палец. Дело в том, что малыш в этом возрасте очень восприимчив к внешним раздражителям, а ваш палец – мягкий, теплый, он не вызывает у него неприятных ощущений. Кроме того, так вы всегда будете знать, что пища нужной температуры.

Кормите часто и понемногу и забудьте о быстром кормлении. Попытайтесь организовать кормление ребенка в такое время, когда вам никуда не нужно спешить. Дети за столом копаются, размазывают еду, их может вырвать, они расплескивают, пачкают, роняют, бросают. Учитывайте все это, не спешите сами и не торопите ребенка.

Умейте вовремя остановиться. Сжатые губы, закрытый рот, уклонение от приближающейся ложки – признаки того, что ребенок сейчас не хочет есть. Не заставляйте его. Ваша задача – развить у ребенка правильное отношение как к еде, так и к процессу кормления. Отсутствие интереса к предлагаемой пище объясняется тем, что, может быть, в данный момент малышу хочется играть, спать или просто он не голоден.

Евгения Чампалова, с использованием материалов книги У. и М. Серз «Ваш ребенок от рождения до двух лет»