Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Наш дом и все что в нем » В четырех правильных стенах.


В четырех правильных стенах.

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Психологами давно установлено, что окружающее нас пространство: цвета, формы, линии, текстуры, звуки, запахи, а также различные образы и символы - все это влияет на эмоциональное состояние человека, его настроение. Кроме того, вышеперечисленные элементы могут способствовать развитию тех или иных способностей, качеств и умений. Так почему же не использовать данное знание при построении, создании развивающей среды для детей.

С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает «информацию». Поэтому специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли не решающую роль в его жизни. С первых дней появления ребенка на свет его разум работает как сложная впитывающая система. Это означает, что не только профессиональным педагогам необходимо со вниманием относиться к проектированию комнат для занятий, но родителям, в доме которых появились малыши, стоит подумать, как организовать жизненное пространство крохи с наибольшей пользой для него.

Развивающий дизайн

Развивающее пространство - среда с элементами, стимулирующими физиологическое и психологическое развитие ребенка, способствующая формированию гармоничной, целостной и незаурядной (творческой) личности. А дизайн развивающих пространств - это конструирование развивающего пространства в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями малыша. С учетом его возможностей и потребностей, включающее базовые принципы развития и формирования личности.
Хотите создать для своего чада среду, которая будет максимально благоприятна для его полноценного развития? Тогда в разработке интерьера необходимо руководствоваться следующими важными принципами:

Крошкина зона

Пространство, в котором ребенок проводит довольно большую часть своего времени, необходимо разделять на определенные зоны. Эта характеристика очень важна, так как она помогает обогатить среду обитания, одновременно разнообразить и упорядочить жизнедеятельность малыша. Также максимально сгруппировать в каждой зоне именно те компоненты и предметы, которые отвечают за развитие в какой-либо конкретной сфере. Например, должно быть игровое пространство, отдельное место для уроков, занятий физическими упражнениями, а еще «норка» - сугубо индивидуальное место, где ребенок может побыть один, спрятаться и помечтать. Особым образом следует также устраивать спальное место, санузел.

В образе и символах

Речь идет об элементах образов или целых образах, благоприятствующих развитию крохи. В пространстве вокруг нас существует множество символов. Некоторые из них универсальны для всего человечества, другие же принадлежат определенной культуре или социальному слою. Символы бывают врожденными и приобретенными. Врожденные пере- даются из поколения в поколение на генетическом уровне, они вызывают определенные стереотипные реакции у любого человека. Приобретенные символы человек получает в результате запечатления. Они становятся движущими силами в определенных реакциях и поведении. Символы работают как автоматические кнопки, которые вызывают реакцию и затем направляют ее в определенное русло.

Разнообразие в четырех направлениях

Разнообразие окружающих ребенка структур определяется исходя из четырех основных систем человеческого восприятия, которые, так или иначе, определяют особенности течения его физиологического и психологического развития.
Начнем со зрительного восприятия окружающей обстановки: цвета, формы, линий. Зрение является одним из мощнейших факторов развития человеческой психики. С первых часов жизни ребенок начинает познавать мир, руководствуясь своими зрительными ощущениями и впечатлениями. Любой зрительный образ проникает в сознание человека, оставляя тот или иной опыт, формируя предпосылки для дальнейшего развития. Особенно важное значение несет в себе информация, которую молодежь получила в ранний период развития. Цвет, форма, линии, текстура объекта или пространства имеют большое влияние на формирование сознания, настроения, внимания, памяти.
Далее - тактильные ощущения, в которых важны форма и текстура. Благодаря им, у человека формируется образ мира, чувственные основы мировосприятия.
Особенно на ранних этапах развития. От того, с какими формами и текстурами взаимодействует ребенок, познавая окружающий мир, может зависеть и то, какими личностными качествами и физическими характеристиками он будет обладать в будущем. Например, для гипер-активного или агрессивного, нервного ребенка наиболее благоприятными будут округлые формы и мягкие текстуры. А для крохи малоподвижного, неэмоционального подойдут угловатые формы, неровные и шероховатые поверхности, которые через тактильный уровень смогут возбудить его нервную систему, придать активность его физическим действиям и психологическим состояниям.
Шум, звуки игрушек, музыка - все это слуховое восприятие. Мир звуков для человека - особая реальность, в которой формируется его психика и от восприятия которой зависит его эмоциональное состояние, настроение, энергетический заряд. Темп, ритм, тональность, частота звуков и мелодий в окружающем пространстве - все это имеет безусловное воздействие на психологию человека, а маленького в особенности.
Различные запахи также играют свою роль в формировании настроений и эмоциональных состояний, что может внести немаловажные вклад в общую концепцию развивающего процесса.

Всего и понемногу

Крайне важно, начиная с самого рождения, наполнять среду ребенка игрушками и предметами, способствующими развитию тех или иных физиологических и психологических компонентов, а также основных жизненных навыков и умений.

Во всем нужна мобильность

Для ребенка, который по своей природе всегда тянется к новым впечатлениям и эмоциям, будет немаловажным плюсом почаще менять обстановку во- круг него. Поэтому всегда хорошо, когда у вас есть возможность хотя бы немного изменить его пространство в цветовом и материальном исполнении. Постараться сделать это можно, используя мебель-трансформер, передвижные ширмы, экраны, планшеты, обои-хамелеоны и другие не менее интересные решения.
В следующих номерах мы расскажем об индивидуальных особенностях каждого цвета, основных форм, а также линий и освещения, запахов и звуков, которые рекомендуются или, наоборот, категорически противопоказаны для использования в детской комнате.

Мария ПУГАЧЕВА
http://www.nanya.ru/opit/9696

0

2

решила приподнять  :flag:
Очень хорошая тема,  :cool:

Добавлю из своих запасов пару статеек:

Еще до того, как малыш родиться, нужно тщательно продумать, как организовать его жизненное пространство, с пользой для его развития. Важно помнить, что в младенческом возрасте очень важно создавать такие условия, при которых будет происходить формирование тех или иных качеств.

Геометрия окружающего пространства имеет важное воздействие на эмоциональное состояние любого человека. Линии в интерьере всегда присутствуют, причем в больших количествах. Увидеть их можно на картинах, на рисунках обоев, в оформлении занавесок и в остальном убранстве интерьера. Для того, чтобы пространство благотворно влияло на ребенка, родителям нужно знать, как организовать пространство в детской комнате и придерживаться простых правил:

• Чтобы пространство, которое окружает малыша не пугало его, желательно использовать в оформлении комнаты только плавные линии и округлые формы. В большинстве случаев, они вызывают только положительные эмоции, дают ощущение надежности и воспринимаются довольно легко.

• Родителям стоит помнить, что различные неправильные формы и ломаные, зигзагообразные линии создают внутреннее напряжение и могут раздражать. Хотя, бывает так, что они становятся полезными, ведь они помогают активизировать тонус организма, а значит, помогают чувствовать себя бодро.

Психологи утверждают, что игрушки у ребенка с самого раннего детства должны быть привлекательные, яркие. А примерно в полтора месяца, можно повесть над кроваткой мобиль, за которым малыш будет наблюдать. Обязательно нужно давать ребенку игрушки, которые издают различные звуки, пищат, гремят. Как только малыш переступит период полутора лет, можно потихоньку приучать его к обращению с предметами домашнего обихода. Можно давать ребенку кастрюли, ложки. Пускай он гремит, шумит – это значит, что малыш нормально развивается.


Любой комнате можно придать собственный характер.
То есть, организовать детское пространство так, как того хочется родителями как лучше всего будет конкретному ребенку.

• Если ребенок слишком пассивный, не хочет разговаривать или немножко заторможен. То можно подтолкнуть его к действиям при помощи интерьера. Что для этого необходимо? Как раз в этом случае и подойдут различные неровности, шероховатости, зигзаги. В роли побуждающих к действиям средств могут быть ворсистый коврик, салфетки неправильных форм, фоторамки, вазочки.
• Если ребенок напротив, слишком активен, раздражителен, агрессивен и не усидчив, то в его комнате нужно организовать успокаивающую обстановку. Здесь желательно обходиться без резких линий, без перепадов и острых углов. Постараться сделать все линии округлыми, использовать мягкие, гладкие текстуры. Чтобы это воплотить в жизнь, нужно прикрыть все углы занавесками из мягких, прозрачных тканей, предметы интерьера не должны быть агрессивными и четких угловатых форм.

Деление на зоны

При организации пространства в детской комнате очень важно деление комнаты на зоны. Что это дает? Первым делом, помогает сделать среду обитания ребенка более богатой. А во-вторых, таким способом можно упорядочить жизнь ребенка, при этом не делая её однообразной. Ну и в-третьих, именно деление на зоны помогает собрать в одну группу те компоненты, которые отвечают за развитие ребенка в каждой сфере отдельно.
Делить комнату на зоны нужно с использованием «легких» перегородок, ширм, можно использовать для этих целей мебель. Разделить комнату можно на три зоны.

Спортивная зона.

Тут можно повесить шведскую стенку, качели или просто турник. Вообще, в этой части ребенку можно будет выплеснуть свою энергию, попрыгать, полазить.

Игровая зона.
В этой зоне будут находиться игрушки ребенка. Здесь можно поклеить яркие обои, а можно купить дешевые и разрешить малышу самостоятельно их раскрасить.

Спальная зона.
При её оформлении только светлые тона, лучше всего голубые и зеленые. Отделить этот уголок можно прозрачной занавеской. Повесить над кроватью балдахин.

Создавая пространство для своего ребенка нужно руководствоваться в первую очередь своей интуицией. Ведь только мама и папа знают, что лучше всего для их малыша. А потом, если ребенок уже умеет выражать свое мнение, обязательно нужно считаться с ним. Ведь комната прежде всего для маленького обитателя. [/size]


Сенсорная детская – новое явление в дизайне детских комнат.
Сенсорная комната для ребенка – это идеальная обстановка, в которой ребенок не только расслабляется, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.


Главная задача сенсорной комнаты – воздействовать на органы чувств, вызывать разнообразные чувственные переживания, ощущения.

Придуманы сенсорные комнаты были в 1970 году в Голландии. Поначалу они использовались только в лечебных целях: в релаксирующей обстановке сенсорной комнаты проходили занятия с больными ДЦП и с людьми, подверженными психическим расстройствам. В таких комнатах все было продумано: источники света разной интенсивности, успокаивающая музыка, массажеры, фонтаны и живые растения. После занятий со специалистами в сенсорных комнатах больные быстрее успокаивались, начинали увереннее себя чувствовать, легче шли на контакт с окружающими.

Второй шаг в развитии методики сенсорных комнат был сделан учеными Великобритании. Они использовали эти комнаты не только для лечения, но и для профилактики стрессов и неврозов. Тогда же было замечено, что маленьких пациентов сенсорные комнаты приводят в восторг. С этого и началось использование сенсорных комнат в педагогических целях.

Что такое сенсорная комната для ребенка, какого эффекта добивается сенсорная детская?

Такую комнату часто называют волшебной: здесь все переливается, светится и звучит. В такой комнате ребенок учится посредством чувственных ощущений. Ученые доказали, что чем беднее мир сенсорных ощущений ребенка, тем медленнее он развивается, а в поведении и мировоззрении становится больше стереотипов. Такой ребенок замыкается в себе, с трудом идет на контакт, не знает, как вести себя в нестандартных ситуациях.

Отсутствие чувственных ощущений ученые называют сенсорным голодом – в таком состоянии ребенку нужно повышенное внимание, ласки, нежные прикосновения. Все это помогает малышу раскрыться, чувствовать себя нужным и любимым.

Такого эффекта помогает достичь сенсорная комната. Конечно, сенсорная детская устроена проще, чем комната в школе или у психолога, но общие правила существуют и здесь.

Итак, как устроить сенсорную детскую?
Главное – достичь как можно более разнообразных ощущений всех чувств. Правильно устроенная сенсорная детская воздействует на ребенка разными стимуляторами – светом, тактильными ощущениями, запахами, музыкой. Постарайтесь учесть все факторы при планировании детской комнаты.

Для развития зрительного восприятия используйте разные источники света: яркую люстру, приглушенные светильники, разноцветные ночники. На стену можно повесить новогоднюю гирлянду – они не только разнообразит освещение, но и создаст праздничную атмосферу. Установите аквариум с ночной подсветкой.

Использование разных отделочных материалов способствует развитию тактильного восприятия. Пусть в комнате будет несколько ковров или дорожек, на которых может играть ребенок. В отделке стен используйте бумажные обои, деревянные и пластиковые панели. Обязательно разнообразный текстиль: шторы, покрывала, пледы. Установите музыкальный центр, подберите подходящие для вашего ребенка диски с музыкой, сказками или детскими стихами. В интерьере используйте разные цвета, не бойтесь смелых сочетаний. Если есть возможность, постарайтесь разнообразить мебель в детской: можно вместо кровати установить водяной матрас, придумать интересную форму стола, купить круглые кресла.[/size]

Для детей не важно единство стиля, главное – удобство и веселье! В такой детской ребенку приятно играть и учиться.

+2

3

shpilka
Очень интересно про сенсорную комнату! :cool:   Вы для своего ребенка тоже такую сделали? Можно фото глянуть?

0

4

Vikusik написал(а):

Очень интересно про сенсорную комнату! :cool:

На самом деле  устроить такую детскую очень просто. Все что для этого необходимо,  всегда найдется в любой квартире. Надо просто об этом задуматься.

+1


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Наш дом и все что в нем » В четырех правильных стенах.