Развитие мелкой моторики
В первую очередь это обычные бытовые дела, застегнуть, расстегнуть, завязать - учите этому ребенка, пусть он сам надевает носочки, хотя бы застегивает молнию. Как бы это ни было смешно, но даже дети в 7 лет далеко не всегда могут сами застегнуть на молнию свою куртку. Что уж говорить о пуговицах, хотя их сегодня в детской одежде почти не встречается. А жаль. Учите ребенка есть с помощью ножа и вилки, ну а если вы еще попробуете научить его есть китайскими палочками, то многие проблемы с мелкой моторикой и взаимодействие рук у вас уйдут. Устройте теневой театр, всей семьей, это же очень интересно. Делайте ребенку, особенно маленькому, до трех лет, пальчиковый массаж. Давайте ребенку побольше возможности лепить из пластилина, особенно мелкие фигурки, детали, даже просто наделать маленькие зернышки из пластилина для птички очень хорошее упражнение. Помните простую вещь - играть и делать упражнения на мелкую моторику вы не будете в день по десять раз, а вот есть, одеваться, играть с мелкими предметами будете. Кроме того, дети с СДВГ жутко не любят любые пальчиковые упражнения.
Тем не менее, я предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
1. «Колечко» (Сиротюк А.Л.) .
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, координации движений.
Ход игры: сидя на полу. Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). В начале выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. «Колечко» (Сиротюк А.Л.)
Более сложный вариант данного упражнения: выбирается водящий, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: «Без среднего!» — и все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
3. «Лезгинка» (Сиротюк А.Л.)
Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно поменять положение правой и левой рук в течении 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
4. «Лягушка» (Сиротюк А.Л.)
Положить руки на пол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
5. «Змейки». (Сиротюк А.Л.)
Надо представить, что пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться – извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребенка, потом – друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
6. «Кошка выпускает коготки» (Ильина М.Н.)
Цель: развитие мелкой моторики, межполушарного взаимодействия.
Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони. Затем быстро выпрямить и растопырит пальцы. Сначала делать одновременно правой и левой рукой. Затем поочередно, левой распрямляя пальцы, правой поджимая.