Порой кажется, что родители получают невероятное удовольствие от того, что со всеми подряд честно и подробно обсуждают недостатки своих детей. Как будто не понимают, что ребенок стоит рядом и слышит все, что о нем говорят, и запоминает каждое сказанное слово, как правило, для его ушей не предназначенное. И если вы уверены, что так никогда не делаете, то, может быть, узнаете себя в одном из следующих примеров.
Выкладывая макароны, сыр, сосиски и т.д. из продуктовой телеги на прилавок, запыхавшаяся женщина дружелюбно беседует с кассиршей:
– Через неделю каникулы начинаются. Караул! Дети весь день дома будут сидеть. Уж и не знаю, как я переживу это лето. Не хотите по дешевке купить двух очаровательных деток?
Кассирша улыбается и качает головой:
– Спасибо! У меня свои такие. Сочувствую. Я и сама каждый год с нетерпением жду 1 сентября.
Возможно, кому-то этот светский разговор и показался невинным, только не двоим детям той самой покупательницы, стоявшим неподалеку, притихшим и слышавшим все от начала до конца. Никто не заметил ни их растерянных глаз, ни их нервного покашливания.
Вот другая ситуация. Может, она вам что-то напомнит.
Папа возвращается домой усталый после трудного рабочего дня. Его веселые, жизнерадостные дети готовы наброситься на него с рассказами и новостями. И он, в общем, не прочь послушать, но мама опережает всех, говоря:
– Я, конечно, очень рада, что ты пришел. Но можно хоть пять минут посидеть в тишине. У меня голова трещит и раскалывается из-за их болтовни. Как дикие звери, шумят и прыгают целый день. Сначала возились в гостиной, опрокинули горшок с папоротником. Потом боролись и ссорились из-за всякой ерунды. К тому же сломалась стиральная машина, а у меня куча грязного детского белья в ванной... Что прикажешь делать?..
Короче говоря, папу с порога загрузили по полной программе, а детки, притихшие и сконфуженные, постарались как можно незаметнее уйти в дальнюю комнату и включили телевизор.
А бывают мамы, которые очень любят болтать по телефону с подружками. Часами, обо всем подряд. Но чаще всего о делах обыденных и о детях. Вернее, об их недостатках и промахах. Одна другой эмоционально будет долго рассказывать о том, как сегодня утром ее расстроил сын – бейсболист. И станет вздыхать от негодования, как будто это случилось только что. И окажется, что он, как маленький, два раза подряд споткнулся на ровном месте и от злости швырнул шлем на пол, и поэтому его команда проиграла.
– А ведь ему пятнадцать уже! – Но тут же с ухмылкой добавит: – Впрочем, может, гормоны всему виной? Как ты думаешь?..
А сын-подросток стоит рядом и все слышит. Хоть и делает вид, что чем-то очень занят. Из последних сил старается не подать вида, что очень расстроен тем, что мать так легкомысленно его обижает. Каково?
Но даже если ребенку всего три года, надо быть очень осторожными, ведя разговоры с кем-то о нем.
И с врачом, и с психологом, если вы делитесь с ними своими сомнениями или тревогой, лучше разговаривать с глазу на глаз, а не в присутствии детей.
Нельзя, например, говорить, если ваша трехлетняя дочь сидит рядом: «Еще недавно Молли была такой хорошей, послушной девочкой, а теперь ноет без причины день и ночь. Мы выбились из сил, а ей все неинтересно, ничего не хочется. На все отвечает “нет!” Сколько это будет продолжаться!»
Родители в растерянности часто не понимают, что ребенок хоть и уткнулся в колени, но все слышит и понимает.
Даже трехлетний понимает больше, чем мы думаем.