Звезды проиграли в казино
Кризис косит ряды шоу-бизнеса, мелкие звезды практически прекратили концертную деятельность — билеты не раскупаются, все меньше антрепренеров соглашаются устраивать их гастроли. Зато крупные звезды, наоборот, в фаворе — если уж платить, так за лучших. “МК” выяснил, как кризис повлиял на гонорары звезд шоу-бизнеса.
Самым сложным местом для выступлений по-прежнему остается Москва — здесь нет подходящей площадки. После ликвидации концертного зала “Россия” звезды почувствовали себя бездомными — Кремль для выступлений не совсем удобен. Как известно, здание строили с расчетом на проведение партийных съездов — и акустика там не заточена под концертное звучание. Звезды было положили глаз на Театр оперетты, да он оказался маловат. Остаются лишь “Лужники”, где удачно придумали перекрывать зал под нужное количество мест, но спортивные площадки любят не все.
Как обычно, когда Москва хотя бы немного сдает позиции, их перехватывает Санкт-Петербург. В последнее время там показались публике и Басков, и Леонтьев, и даже уж совсем редкая для этого города Пугачева — все знают, что Примадонна Питер не жалует. Басков и Пугачева остановили свой выбор на Ледовом дворце, а Леонтьев не изменил залу “Октябрьский”, он недолюбливает спортивные сооружения, говорит, “нет нужной ауры”. Кстати говоря, многие москвичи и питерцы в последние годы выбрали местом просмотра сольных концертов любимых звезд Витебск. Дело в том, что проходящие там в рамках “Славянского базара” концерты сильно дотируются Александром Лукашенко и билеты на них по сравнению с обеими столицами раза в три дешевле. Для белорусов и это деньги очень приличные, а для жителей обеих столиц по сравнению с местными расценками просто смешные. И получается, что людям дешевле оплатить проезд до Витебска и обратно, купив при этом билет в первый ряд партера, цена которого порядка полутора тысяч российских рублей, чем смотреть звезд по месту жительства. Цена первых рядов сольников звезд в Питере и Москве, как правило, 200—250 долларов.
Все звезды, как одна, ждут летнего сезона. Во-первых, работать на открытых площадках Кавказа и Крыма приятнее — легче дышится. Во-вторых, курортная публика, как правило, богатая — и сборы бывают значительными. А помимо этого — залы в Сочи и Ялте являются показательными — директора всех прочих российских и украинских площадок приезжают сюда летом и отсматривают все концерты на предмет вынесения решения — приглашать звезду или ее песенка уже спета. Кто соберет аншлаги в центральных залах, тот обеспечен работой на весь год.
Надо сказать, оплата выступлений артистов осуществляется двумя способами — звезды первый величины всегда получают гарантированные деньги, если зал оказывается забит не полностью, это проблемы устроителей. Но, как правило, сборы с таких концертов столь велики, что небольшой недобор, имей он место, все равно обеспечивает значительную прибыль прокатчику звезды. Те, кто рангом пониже, работают по принципу — как потопаешь, так и полопаешь: незаполненные зрительские места больно ударяют по их карману. Иногда так бывает, что звезда остается в минусе и бывает должна залу, что и отрабатывает потом, как правило, дополнительными концертами.
Как показывает анализ нынешней ситуации, самые жирные сливки с летнего сезона снимают Валерий Леонтьев и Филипп Киркоров. За июль-август нынешнего лета оба артиста дали примерно по сорок концертов. То есть, исключая дни, потраченные на фестиваль в Юрмале, и вынужденные переезды, работали практически ежедневно. В прошлом году они поровну поделили Крым и Кавказ. В нынешнем Киркоров больше окучивал Крым, а Леонтьеву пришлось отказаться от нескольких самых дорогих, августовских концертов из-за закрытых спецвыступлений. Зато Леонтьев заглянул в Дагестан, где у него с переаншлагом прошли два концерта в Махачкале, люди, что называется, висели на люстрах. Кроме того, лишь эти две звезды позволяют себе давать по три концерта кряду практически в одной точке: Сочи, Лазаревское, Адлер и Ялта, Судак, Алушта.
Сочинский концертный зал “Фестивальный” устроен с меньшим комфортом, там бывает жарко и душно, его звезды терпят. А вот ялтинский “Юбилейный” любят. Здесь на Международном конкурсе молодых исполнителей в 1979 году стал лауреатом Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров и вовсе называет “Юбилейный” своей стартовой площадкой.
“МК” связался с директором КЗ “Юбилейный” Аллой Летковской и выяснил, как складывается нынешний концертный сезон в Ялте для российской эстрады.
— В этом году публика в Ялте, конечно, скажем так, “дешевая”. Билеты на все концерты в среднем стоят от 100 гривен до 1000 гривен (от 400 рублей до 4000 руб.). Но кто всегда собирал залы — у них и этим летом аншлаг. На сегодняшний день в летнем сезоне-2009 больше всех собрали Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров и Григорий Лепс. Причем у последнего был переаншлаг. Правда, он давал лишь единственный концерт в июне. Выступления Валерия Леонтьева, как обычно, прошли с аншлагом, Киркоров, как всегда, на высоте. За сезон у него запланировано аж 5 концертов. Те, что уже прошли, были фактически аншлаговыми. Под завязку был зал и на выступлении “Хора Турецкого”. В 2008 году не было Максима Галкина, а сейчас вот два концерта в программе. В Ялте выступит в августе Дима Билан, Надежда Кадышева, группа “Ранетки” приедет во второй раз за лето. Ну и, конечно, состоятся концерты Бориса Моисеева и Кристины Орбакайте.
— Раньше Моисеев и Орбакайте выступали в Крыму по два, а то и по три раза за летний сезон. Почему теперь только один?
— К сожалению, в июле у них не было свободных дат. Во-первых, гастроли по курортам Краснодарского края, а во-вторых, конкурс “Новая волна” в Юрмале. Второй год уже у нас не выступает Николай Басков. Прошлым летом он отменил концерт, сейчас даже не ставили его в программу. Он хочет выступать в Ялте, но не получается. С 1 по 20 августа здесь отдыхает его бывший тесть, и Басков категорически отказывается приезжать, пока он тут.
— А в целом концертный сезон хуже, чем в том году?
— Я бы не сказала. У нас нет свободных дней в августе, все расписано. Правда, в июле вяловато, все хотят приехать в последний месяц лета, когда в Крыму самый высокий сезон и больше всего отдыхающих. Поэтому выступать и в июле, и в августе могут позволить себе разве что Киркоров да Леонтьев. Можно отметить такую тенденцию: украинские звезды собирают мало людей, а на российских артистов публика раскошеливается.
Помимо гастролей значительную часть доходов звезды составляют корпоративы. А вот с ними, по крайнем мере в столице, дело швах. Самые большие прибыли снимали звезды всех размеров с казино. Там особым спросом пользовались девичьи группы всех мастей и размеров груди. Звезды первой величины тоже неплохо имели с таких выступлений, но их концерты случались реже. Как правило, первую когорту звали на юбилеи или дни рождения владельцев. Цена таких корпоративов доходила до 50—80 тысяч евро, а иногда и до рекордной сотни. Понятно, что проще на эту сумму набрать много мелких, чем платить одной большой звезде. Поэтому перваки по поводу ликвидации игровых зон не особо унывают — убрали казино, остались дорогие рестораны, заказы от нефтяных и газовых магнатов, частные вечеринки. Больше всех из первых лиц шоубиза по поводу ликвидации казино расстроилась, понятно, Пугачева, она страдает игровой зависимостью. Играть и тут же там же отрабатывать долги было для Аллы Борисовны привычным делом. Теперь Примадонна собирается переезжать в Киев.
Учитывая личную дружбу с Тимошенко, без крыши над головой Пугачева не останется, а вот с казино и там беда — многие увеселительные заведения как в Киеве, так и в Крыму тоже закрыты. Так что Пугачевой надо водить дружбу не с Тимошенко, а с Лукашенко и просить политического убежища в Белоруссии, упирая на преследование по игровым мотивам.