«Как вылепить отфыркивание»
Будто бы в ответ на все мои непростые размышления со мной произошло вот что. Я прочла по совету знакомой одну чудесную книгу. Эта книга называлась «Как вылепить отфыркивание». Автор – Елена Макарова. Книга потрясла. Книга всколыхнула что-то глубинное и живое в душе. Она просто взорвала какой-то наросший на душе пласт. Отвалилось что-то навязанное, стереотипное, чужеродное и с грохотом разбилось на мелкие черепки. Я никогда раньше не видела, чтобы про детей так писали… С таким уважением к этим малышам, трепетом, с таким глубоким пониманием каждой отдельно взятой детской души – нет, это просто невероятно! Это какое надо иметь огромное сердце, чтобы там уместились все эти крохи, каждый со своей неповторимой историей?!
Сама я педагог по образованию и не понаслышке знаю, что такое педагогика. Это наука, частично основывающаяся на психологии, частично на философских трудах некоторых выдающихся педагогов и их преподавательском опыте. Но мне уже в университете показалось, что это всё похоже на мыльный пузырь: какая-то радужная оболочка с высокими стремлениями развивать в ребенке личность, свободу и т.п., а на деле зачастую жесткий контроль со стороны взрослых, система оценок знаний, уравниловка. Многими сейчас считается, что взрослый знает, как правильно развивать ребенка и начинать развивать нужно как можно раньше, чуть ли не с пеленок. Но когда же мы, наконец, в процессе обучения начнем отталкиваться от потребностей и способностей самого ребенка, а не слепо следовать некой образовательной программе, придуманной группой взрослых дядей и тетей?
Любой наблюдательный родитель заметит, что ребенок в своем развитии сам, без какого-либо участия взрослых, проходит определенные стадии. И у каждого возраста свои запросы. Возьмем сказку. Сначала малыш её и пяти минут не может слушать, устает. Потом начинает сам листать книги, потом просит почитать. Потом почитать ещё, ещё и ещё. Потом он, показывая на буквы, спрашивает, что это. Потом пробует читать сам. Потом его не оторвать от книг и он сам начинает придумывать истории, героев. Так зачем учить буквам или читать, например, раньше того запроса, который малыш отправит в мир сам, просто возможно чуть позже, чем вы думали, и каждый в своё индивидуальное время?
В моей жизни великие педагоги - учителя по призванию – это не те люди, которые имели «отлично» по «Педагогике», а люди, умеющие распознать детские таланты, уважающие ребенка, как взрослого, а значит считающиеся с его потребностями и интересами. Большинство же учителей видят в ребенке «tabula rasa» Ж.Ж. Руссо и считают, что могут написать там, все, что считают нужным. Люди, способные организовать учебный процесс таким образом, чтобы ребенок раскрылся в нём сам – это гениальные учителя. Эти добрые помощники, присутствующие рядом в нужный момент, не считают себя руководителями учебного процесса. Они скорее наблюдают.
Елена Макарова оказалось одним из таких педагогов. Вот, что она пишет: «Ребенок тычет грифелем в белый лист, ставит точку, закорючку, замыкает линии в кружки или овалы. Спроси его, что это, и он расскажет целые истории. «Говорит-то он хорошо, а рисовать не умеет, – сокрушаются родители, – пора за это взяться. Это домик с трубой, – вот большой квадрат, в нем окошки, два маленьких квадратика, а сверху треугольник». Современный городской ребенок не видит таких домов, но рисовать их легко и приятно. Так зарождаются стереотипы, от которых трудно избавиться. В тех первых, непонятых взрослыми рисунках, дети с помощью каляк-маляк создавали свою знаковую систему. Мы вторглись в процесс, не зная азбуки детского изобразительного языка. У каждого ребенка свои каляки-маляки, свой набор элементов, построение композиции и пр… Дети постигают устройство мира с помощью символов. Мы же спешим научить их поверхностному изображению реальных предметов, уводим их от собственных задач и, в результате, не даем им прожить важнейшую фазу детства.»
«Ну разве же это нормальное развитие - терять ощущение счастья от рисования? Потерять ощущение линии, формы и пространства! Нет, это несчастье. Ведь все со всем связанно - рисунок - с движением, звук - с линией, форма с цветом. Если человек с детства не чувствует этих глобальных связей, он отторгается от самого закона гармонии. Куда это годится! Не все художники и не все музыканты, правда, но воспринимать искусство могут все, то есть все могут жить полноценной жизнью.»
А это слова Фридл Дикер: «Занятия искусством не призваны сделать всех художниками. Их задача — освободить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности к наблюдению и оценке действительности».
Деятельность Макаровой, как педагога, связана с системой школы Баухауза (1919—1933). Своими учителями она считает Фридл Дикер-Брандейс, Эдит Крамер, Иоханнеса Иттена, Василия Кандинского, Пауля Клее. Особое внимание она уделила изучению жизни и творчества одной из выпускниц Баухауза, художницы Фридл Дикер-Брандейс. Елена преподает и пишет книги вот уже 30 лет. Она работала в Центре эстетического воспитания в городе Химки и других центрах г. Москвы, позже репатриировалась в Иерусалим. Самые популярные среди родителей книги – это «Цаца заморская» и «Как вылепить отфыркивание» (в которую входят книги «Освободите слона», «Лето на крыше», «В начале было детство», «Вещность и вечность»). Её основные принципы в работе с детьми - это освобождать и не мешать; не диктовать; не требовать результата; идти от материала, в котором «всё есть» (например, слон сидит в куске пластилина и надо его оттуда вытащить); заниматься с каждым ребенком отдельно, хотя и в группе; и опираться на ритм и музыку.
«Всю систему детсадовского рисования пора разрушить, ведь в возрасте импринтингов рисовать с музыкой все, что не захочет рука, это значит соединить в подсознании линию, ритм и звук, потом дети сами все это распишут образами и реалиями, но когда они начинают с солнышек и домиков, то их импринтингом будет "отображение реального мира", т. е. их ждут комплексы и зажатость.» (Е. Макарова)
Так что же мы, взрослые, все-таки должны сделать для наших детей? Ответ шокирует вас: просто оставить их в покое. Купите бумаги побольше, различные средства для творчества: гуашь и акварель, пастель и уголь, карандаши и ластики, пластилин и глину. И предоставьте ребенку одну единственную возможность: побыть наедине со своим рисунком или пластилином. Пусть он сам в своем произведении расскажет вам о своих мечтах, страхах, недавних событиях. А вы можете присоединиться, устроившись с куском пластилина или красками рядышком. Рисующая мама – что может быть лучшим стимулом для малыша? Не навязывайте ему своих мнений о сюжете его рисунка или формах его персонажей, просто хвалите всё, чтобы он ни изобразил.
• Не заботьтесь о том, чтобы он правильно держал кисточку или карандаш. Все придет со временем. «Руку не надо ставить! Не надо ни к чему приучать, все это мешает ребенку, снижает его поисковую активность.» (Е. Макарова)
• Водите своего малыша на выставки, в музеи, знакомьте его с искусством. Если вы сами имеете мало представления о нем, купите книги, альбомы любимых художников и учитесь вместе. Это будет полезно всем. В качестве теоретической базы очень ценными будут книги И. Иттена «Искусство формы» и «Искусство цвета».
• А вот, что говорит Елена Макарова о раскрасках: «Я решительно против раскрасок. Раскраски - это и есть начало конца. Там мертвый контур, а для детей страшно привлекательно, что они получают взрослые творения и заполняют их правильными цветами. Если уж в раскрасках искать толк, я бы давала обесцвеченные абстракции, или абстракции с пропусками цветов. Это хоть какой-то подступ к "игре в бисер", к поиску вариаций.»
• Не спешите отдавать ребенка в художественную студию. Лучше «нагружайте» его танцами, балетом, ритмикой, плаванием в бассейне. А творит пусть дома. Когда подрастет, то при наличии способностей к рисованию, можно будет подумать и о специальном учреждении. Он сам попросит вас об этом.
• «Когда дети учатся писать — это опасный момент. Письмо — это вторая сигнальная система. То, что ты делаешь руками, не связано со смыслом того, что ты хочешь сказать. Это просто технология выписывания значков. Рисование — это первая сигнальная система. Руки должны вытворять на бумаге в точности то, что ты хочешь сказать. Когда дети учатся второй системе, то первая притупляется, и нужны особые усилия, чтоб она не затухла совсем.» (Эдит Крамер)