Мама в сети - форум для креативных мам

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Морской семинар 2008 » Фотоотчет. День второй. День Руси.


Фотоотчет. День второй. День Руси.

Сообщений 21 страница 31 из 31

21

И еще свистульки...

0

22

День второй - кукла-Купавка, исполнительница желаний, особенно польбилась малышам

http://i078.radikal.ru/0807/63/2c5ed4387ace.jpg

http://i028.radikal.ru/0807/da/ddd5006f4e62.jpg

Ирис гуляла с ней, укладывала спать и качала в гамаке :blush:

http://i080.radikal.ru/0807/95/c6425523a30f.jpg

загадываем желанияи привязываем ленточки для их исполнения

http://i081.radikal.ru/0807/71/d6d02597fda5.jpg

0

23

А вот наши куколки.
1. Барышня из лыка, кукла- скрутка, молодой человек из лыка, десятиручка
2. Кукла десятиручка

0

24

А вот немного информации  про русские куклы.

Почему у народной куклы нет лица?
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Куклы-обереги
В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли

Кукла "Купавка" . На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.

В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь).  Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака. 

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье.  Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

Домашняя Масленица
В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины.  Чаще всего  таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.

http://i024.radikal.ru/0805/73/255d901af999.jpg

+2

25

Ира Терра кота проводит мастер-класс по русским куклам:

0

26

Плетем косу для куклы

0

27

Но утром в этот день мы еще играли в русские народные игры.
Это "Бояре", "Дядя Трифон", "Золотые ворота"

Бояре

Играющие делятся на две команды и встают шеренгами друг против друга на расстоянии нескольких метров.
1. Бояре, а мы к вам пришли,
Дорогие, а мы к вам пришли.
Одна из команд двигается шеренгой к другой команде и возвращается на свое место.
2. Бояре, а зачем пришли,
Дорогие, а зачем пришли?
Вторая команда аналогично двигается к первой команде.
1. Бояре, нам невеста нужна,
Дорогие, нам невеста нужна.
Движения повторяются.
2. Бояре, а какая вам нужна,
Дорогие, а какая нам нужна?
1. Бояре, нам вот эта нужна,
Дорогие, нам вот эта нужна.
Подходя ко второй команде, дети указывают на одну из девочек.
2. Бояре, у ней зубки болят,
Дорогие, у ней зубки болят.
Движения повторяются.
1. Бояре, а мы пряничка дадим,
Дорогие, а мы пряничка дадим.

2. Бояре, она прянички не ест,
Дорогие, она прянички не ест.

1. Бояре, а мы плеточкой ее,
Дорогие, а мы плеточкой ее.

2. Бояре, она плеточки боится,
Дорогие, она плеточки боится.

1. Бояре, отворяйте ворота,
Отдавайте нам невесту навсегда.
Выбранная девочка бежит в направлении другой команды, стараясь прорваться через сцепленные руки. Если ей это удается, она забирает одного из игроков в свою команду. В противном случае сама остается в команде соперников.

****

Не знаю, есть ли у кого фото этих игр. Дядя Трифон веселый получился, дети просто зажигали, такие невероятные позы всем задавали:-)

0

28

Роспись глиняных игрушек, свистулей, тоже очень привлекательное для малышей занятие.

Глиняная игрушка – один из видов народного промысла – живет на Руси не одно столетие.

Наиболее распространенные образы глиняных игрушек:

Женщина – олицетворение земли, плодородия, урожая
Конь – светило, солнце, плодородие
Олень, лось , баран – небо и солнце, довольство и благо
Птица – солнце, небо, воздух
Утушка – вода и влага небесная
Полкан – солнце и силы добра
Сирин – добро и благополучие

Птица.

“Жавороночки, Перепелушки,
Птички-ласточки! Прилетите к нам!
Весну ясую,
Весну красную
Принесите нам!”

Так окликали парни и девушки весну в день весеннего солнечного равноденствия. Верили люди, что дружным своим криком прогонят птицы с русской земли мрак и стужу и принесут “тепло-летушко”. Именно поэтому большинство глиняных русских игрушек связанных с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком.

География русской  глиняной   игрушки  обширная.  Глиняные  свистульки (различные местные наименования – “сопелки”, “соловьи”, “гудухи”, “свистуны”, “улютки”, “грематушки” т д) и различного рода фигурки лепили повсеместно, в каждой губернии. По сравнению с деревянными, тряпичными, соломенными и  игрушками  из других материалов,  глиняная   игрушка  оказалась самой стойкой и живучей, это объясняется тем, что промысел  глиняных  фигурок всегда был тесно связан с производством гончарной посуды. Горшечники лепили  игрушки  “между делом” повсеместно, где только имелись сколько-нибудь значительные залежи глины.

Вот только некоторые из них:

Филимоновские.
Хлудневские.
Каргопольские.
Тверские.
Вельские.
Плешковские.

Наша Ира Терра кота  привезла нам на семинар собственноручно сделанных петушков- свистулей, а все ребята с удовольствием их раскрасили.
"Я делаю Филимоновские, дымковские, коргопольские игрушки. Но на самом деле больше люблю собственный микс - так сказать авторская игрушка в народном стиле "...

+1

29

Вот наши две кусудамки,которые мы сделали во вторник, в уже готовом виде:-)

0

30

А тут сам процесс:)

0

31

А это наши куклы и свистульки, ну а на последней фотке нашли клад около горящего цветка папоротника, дети просто в восторге от шариков и звездочек, как-будто все это в первый раз увидели!

0


Вы здесь » Мама в сети - форум для креативных мам » Морской семинар 2008 » Фотоотчет. День второй. День Руси.